In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алла Шендерова
«infox.ru», 4.12.2009

Петр Фоменко строит пушкинский дом

Пушкинский «Триптих» в «Мастерской» состоит из «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцены из Фауста». Петр Фоменко всласть смеется над старым, традиционным театром и выстраивает новый — идеально вписывающийся в архитектуру нового здания «Мастерской».


Новоселье в старом доме

Хотя официально новое здание «Мастерской» открылось два года назад премьерой «Бесприданницы», можно сказать, что настоящее новоселье справляют только сейчас. «Бесприданницу» в постановке Петра Фоменко и «Улисса» в версии Евгения Каменьковича играли на большой, вполне традиционно устроенной сцене. «Триптих» поставлен на малой, причем по ходу действия она постепенно расширяется, вбирая в себя почти все двухэтажное фойе.

«Мы хотели привить театральный микроб всему этому мраморному, современному зданию, соединить театр с архитектурой», — объяснял Петр Фоменко публике, прервав финальные аплодисменты и пригласив на сцену художника Владимира Максимова и архитектора Сергея Гнедовского. В спектакле этот его замысел открывается не сразу.

«Триптих» начинается с «Графа Нулина», жанр которого обозначен в программке как «сентиментальный анекдот». На узкой сцене и галерее над ней разворачивается типично «фоменковский» спектакль, в котором будто нарочно собраны все приемы и штампы «Мастерской». Галина Тюнина, зевая, поправляет чепец, изображая скучающую в уездной глуши Наталью Павловну, Мадлен Джабраилова скачет резвой служанкой и смачно грызет яблочко, на галерее старательно скрипит пером Кирилл Пирогов, автор-сочинитель с пушкинской шевелюрой и баками, он же повеса Лидин, пользующийся тайным расположением героини. В общем, перефразируя пушкинского Лепорелло, воображенье того, кто хоть раз побывал в «Мастерской», в минуту дорисует остальное.

Кипит страстью незадачливый любовник, ничего не ведающий муж храпом заглушает романсы на стихи Дениса Давыдова. Впервые являясь Наталье Павловне, куртуазный Нулин (Карен Бадалов) растягивается в дурацком шпагате — поскольку столовую и гостиную заменяют огромные качели, застланные коврами…

Постепенно понимаешь, что Петр Фоменко подтрунивает над театром вообще: старым добрым театром с его буклями и париками, французской речью, манерой распевать на два голоса, жеманиться и объясняться в любви. Однако у артистов «Мастерской» все это выходит так затейливо, что режиссер, а вслед за ним и зритель, испытывает то же, что красавица, решившая сменить гардероб, и на миг залюбовавшаяся старыми платьями. Может, так сейчас и не носят, но выглядят они прелестно.
Театр как архитектура

«Каменный гость» в программке назван «маленькой ироничной трагедией». Здесь театр больше не притворяется традиционным. Завеса, казавшаяся задней стеной крошечной сцены, спадает. За ней оказывается огромное, фантастической красоты пространство, превращающееся то в ночной Мадрид, то в гулкие своды храма. Дон Гуан (Кирилл Пирогов) с дьявольской ловкостью штурмует стены в доме Лауры (Мадлен Джабраилова), преследует Донну Анну (Галина Тюнина), торопливо стучащую деревянными башмачками по чугунным лестницам…

Финальная сцена трагедии — ужин у Донны Анны — здесь вовсе и не ужин. Гуан начинает свой монолог, возлежа с Донной Анной. Причем ложем служит та самая плита, где Анна прежде поклонялась гробу мужа. Явившаяся покарать грешников статуя командора сперва вызывает хохот: двухметровую, закованную в латы громадину водит маленький, все время подпрыгивающий шут (виртуозный скетч Олега Ниряна). Парочка является из-под мрачных сводов храма, и по мере ее приближения зритель леденеет вместе с Гуаном: страшна не статуя, а веселый коротышка Командор — оживший мертвец с запавшими глазами и трупными пятнами. Прикосновение его истлевшей руки куда мучительней, чем пушкинское «пожатье каменной десницы»…

«Сцену из Фауста» режиссер и вовсе называет бурлеском, и тут уж его фантазию несет по воле волн, как тот корабль, который хочет утопить Фауст. Фауста играет Кирилл Пирогов. И при желании в этом можно найти сквозную мысль спектакля: об отчаянной тоске сочинителя, испытавшего слишком много и требующего у Мефистофеля смерти: в «волнах» бесконечного шелкового занавеса в финале тонут и зрители, и исчадья ада, и сам Фауст. А можно увидеть лишь лукавую усмешку режиссера, владеющего постмодернистскими приемами и приемами визуального театра куда лучше многих молодых коллег. Однако «Триптих» не об этом. В «Фаусте» Фоменко с бесшабашной легкостью смешивает тексты Гете, Пушкина и Бродского, но цель его спектакля лучше всего формулируется строчкой Пастернака: «Привлечь к себе любовь пространства…»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100