In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Алла Шендерова
«infox.ru», 4.12.2009

Петр Фоменко строит пушкинский дом

Пушкинский «Триптих» в «Мастерской» состоит из «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцены из Фауста». Петр Фоменко всласть смеется над старым, традиционным театром и выстраивает новый — идеально вписывающийся в архитектуру нового здания «Мастерской».


Новоселье в старом доме

Хотя официально новое здание «Мастерской» открылось два года назад премьерой «Бесприданницы», можно сказать, что настоящее новоселье справляют только сейчас. «Бесприданницу» в постановке Петра Фоменко и «Улисса» в версии Евгения Каменьковича играли на большой, вполне традиционно устроенной сцене. «Триптих» поставлен на малой, причем по ходу действия она постепенно расширяется, вбирая в себя почти все двухэтажное фойе.

«Мы хотели привить театральный микроб всему этому мраморному, современному зданию, соединить театр с архитектурой», — объяснял Петр Фоменко публике, прервав финальные аплодисменты и пригласив на сцену художника Владимира Максимова и архитектора Сергея Гнедовского. В спектакле этот его замысел открывается не сразу.

«Триптих» начинается с «Графа Нулина», жанр которого обозначен в программке как «сентиментальный анекдот». На узкой сцене и галерее над ней разворачивается типично «фоменковский» спектакль, в котором будто нарочно собраны все приемы и штампы «Мастерской». Галина Тюнина, зевая, поправляет чепец, изображая скучающую в уездной глуши Наталью Павловну, Мадлен Джабраилова скачет резвой служанкой и смачно грызет яблочко, на галерее старательно скрипит пером Кирилл Пирогов, автор-сочинитель с пушкинской шевелюрой и баками, он же повеса Лидин, пользующийся тайным расположением героини. В общем, перефразируя пушкинского Лепорелло, воображенье того, кто хоть раз побывал в «Мастерской», в минуту дорисует остальное.

Кипит страстью незадачливый любовник, ничего не ведающий муж храпом заглушает романсы на стихи Дениса Давыдова. Впервые являясь Наталье Павловне, куртуазный Нулин (Карен Бадалов) растягивается в дурацком шпагате — поскольку столовую и гостиную заменяют огромные качели, застланные коврами…

Постепенно понимаешь, что Петр Фоменко подтрунивает над театром вообще: старым добрым театром с его буклями и париками, французской речью, манерой распевать на два голоса, жеманиться и объясняться в любви. Однако у артистов «Мастерской» все это выходит так затейливо, что режиссер, а вслед за ним и зритель, испытывает то же, что красавица, решившая сменить гардероб, и на миг залюбовавшаяся старыми платьями. Может, так сейчас и не носят, но выглядят они прелестно.
Театр как архитектура

«Каменный гость» в программке назван «маленькой ироничной трагедией». Здесь театр больше не притворяется традиционным. Завеса, казавшаяся задней стеной крошечной сцены, спадает. За ней оказывается огромное, фантастической красоты пространство, превращающееся то в ночной Мадрид, то в гулкие своды храма. Дон Гуан (Кирилл Пирогов) с дьявольской ловкостью штурмует стены в доме Лауры (Мадлен Джабраилова), преследует Донну Анну (Галина Тюнина), торопливо стучащую деревянными башмачками по чугунным лестницам…

Финальная сцена трагедии — ужин у Донны Анны — здесь вовсе и не ужин. Гуан начинает свой монолог, возлежа с Донной Анной. Причем ложем служит та самая плита, где Анна прежде поклонялась гробу мужа. Явившаяся покарать грешников статуя командора сперва вызывает хохот: двухметровую, закованную в латы громадину водит маленький, все время подпрыгивающий шут (виртуозный скетч Олега Ниряна). Парочка является из-под мрачных сводов храма, и по мере ее приближения зритель леденеет вместе с Гуаном: страшна не статуя, а веселый коротышка Командор — оживший мертвец с запавшими глазами и трупными пятнами. Прикосновение его истлевшей руки куда мучительней, чем пушкинское «пожатье каменной десницы»…

«Сцену из Фауста» режиссер и вовсе называет бурлеском, и тут уж его фантазию несет по воле волн, как тот корабль, который хочет утопить Фауст. Фауста играет Кирилл Пирогов. И при желании в этом можно найти сквозную мысль спектакля: об отчаянной тоске сочинителя, испытавшего слишком много и требующего у Мефистофеля смерти: в «волнах» бесконечного шелкового занавеса в финале тонут и зрители, и исчадья ада, и сам Фауст. А можно увидеть лишь лукавую усмешку режиссера, владеющего постмодернистскими приемами и приемами визуального театра куда лучше многих молодых коллег. Однако «Триптих» не об этом. В «Фаусте» Фоменко с бесшабашной легкостью смешивает тексты Гете, Пушкина и Бродского, но цель его спектакля лучше всего формулируется строчкой Пастернака: «Привлечь к себе любовь пространства…»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100