|
«Итоги», 7.12.2009 Всех утопилПетр Фоменко, поставив «Триптих» по Пушкину, дал понять, что его еще рано отправлять на покой
Несколько лет назад в маленьком семейном театрике «Тень» устроили забавнейшую видео?презентацию режиссерских замыслов. Едва ли не самым значительным нашим режиссерам было предложено что-то поставить в кукольном пространстве «Тени», они откликнулись, и приглашенная публика радостно наблюдала, как возникающие на экране мэтры с разной степенью готовности излагали свои затеи. Петр Наумович Фоменко, оказалось, мечтал поставить незаконченный пушкинский набросок «Сцена из Фауста». Помню, как, люто сверкая глазами, он восторженно выкрикивал в камеру: «Все утопить», и все смеялись. Выясняется, напрасно. Идею эту Фоменко не бросил, «Сцену из Фауста» он вставил в свой только что выпущенный спектакль, и в финале всем нам на орехи досталось.
А теперь о серьезном. В последние годы все актуальнее и острее звучат в нашем театральном сообществе разговоры о возрасте. О том, что русский театр и едва ли не все его былые гении и гуру, так называемые ведущие режиссеры, безнадежно постарели и уже «не догоняют» своих европейских коллег и конкурентов. Там со сменой поколений дело обстоит гораздо проще и естественнее. Продвинутые критики, отдавая дань прошлым заслугам того или иного мэтра, пишут, что теперь уж они не те, и сказать им нечего, и повторяют они сами себя, выезжая на отработанных приемах. И это, увы, не пустяки, от которых легко отмахнуться, говоря банальности о необходимом опыте ветеранов. Тут и в самом деле проблема, с которой каждый, перешедший определенный возрастной рубеж (кому какой обозначен), сталкивается. Фоменко, например, не просто слышит эти разговоры, он к ним прислушивается. Кивает головой, соглашаясь. Да, устарел, и силы уже не те, и энергии не хватает, и уходить надо вовремя. Режиссер он и впрямь какой-то несовременный. Компьютером не владеет, мобильным телефоном не пользуется, никакие, прости господи, инновации в театре не признает. И к новому своему зданию, из бетона, стекла и лестниц состоящему, никак не привыкнет. Еще как за соломинку хватается за старых, любимых авторов, игнорируя современные, острые, вызывающие дискуссии тексты.
Словом, не модный человек. Ну и Пушкин, хоть он все еще по традиции «наше все», тоже сегодня не моден. И ритмы у него не те, не скачут вприпрыжку, и рифмы какие-то округлые, убаюкивающие. «Пора, пора! рога трубят;/ Псари в охотничьих уборах/ Чем свет уж на конях сидят…» — это из «Графа Нулина», начинающего «Триптих». Фоменко, кстати говоря, тоже упрекают, что он в своих спектаклях убаюкивает публику, увлекает ее обаянием театральной игры, уводит от больных и неприятных вопросов, сглаживает действительность. Черт его знает, может, так и было, а только «Триптих» этот — не просто привычно милый, легко предсказуемый спектакль мастера, о нем не скажешь: прелесть что за штучка. Это спектакль-высказывание, желчное и печальное, в котором если и убаюкивают кого поначалу анекдотическим «Графом Нулиным», то для того только, чтобы столкнуть потом лицом к лицу с отвратительно кривляющейся Смертью. Здесь пушкинское «…упоение в бою,/ И бездны мрачной на краю» ощущается у Фоменко как, может быть, ни в каком другом его создании.
Наверное, можно сказать, что этот «Триптих», состоящий из «Графа Нулина», «Каменного гостя» и «Сцены из Фауста», поставлен о скуке. О том, до каких пределов она может довести человека. Три действия, три разных жанра, одни и те же актеры, разыгрывающие эти истории. Объединяет их театр, по-своему преобразующий каждый сюжет. В любви к этому странному, засасывающему, не отпускающему на волю виду искусства Фоменко и впрямь неизменен. Спектакль идет в малом зале нового здания, и первое действие малым пространством вполне ограничивается. Крутые лестницы по бокам, где-то на верхотуре сидящий стихотворец, он же Лидин, сосед, подозрительно напоминающий Пушкина (Кирилл Пирогов). Кудри, баки, перо в руках, лукавый взгляд — все при нем. Ему сверху, ясное дело, видно все. Видно, как ввели к скучающей барыне Наталье Павловне (Галина Тюнина) хромающего барина, графа Нулина «из чужих краев» (Карэн Бадалов), как смешно они кокетничали за обеденным столом и как решился он нанести даме ночной визит: «Что, если можно?» Ну и так далее. Играется этот деревенский анекдот нежно и лукаво одновременно, слегка впроброс, как всякое начало истории, у которой впереди столько всего.
В «Каменном госте» легкий флирт, затеянный от скуки, сменяется вызывающим богоборчеством Дон Гуана, едва не умершего в изгнании от скуки. (Именно в этой роли видно, что Кирилл Пирогов вырос в большого артиста.) Здесь Бадалов изящно превращается в язвительного Лепорелло, Тюнина — Донна Анна притягательно прячет лицо под черной вуалью неутешной вдовы, а Мадлен Джабраилова блистательно играет Лауру. В какой-то неуловимый момент взвивается куда-то вверх стена, отделяющая малый зал от фойе театра, и открывшиеся гулкие, холодные лестничные переходы сами собой превращаются в пространство католического собора с могильными плитами и статуями. На надгробии Командора принимает гостей веселая Лаура. Там же умирает Дон Карлос (Максим Литовченко), сраженный Гуаном, а над его остывающим телом («Убит? прекрасно!.. Куда я выброшу его?») сходятся двое безбожников в любовном объятии. На той же могиле, легко овладев тишайшей богомолкой-вдовой, скучающий соблазнитель встречается наконец с «пожатьем каменной десницы». Тщедушный маленький клоун в черном трико, выйдя из тени огромной статуи, пришел на зов и оставил за собой пару трупов и звенящую эхом пустоту.
Третье действие играется уже прямиком в Аду, где чертовка-смерть режется в карты с неусидчивыми грешниками. «Мне скучно, бес», — объявляет наш Фауст — Пирогов Мефистофелю — Бадалову. И вся эта самодеятельная актерская труппа из преисподней для него одного разыгрывает свой жутковатый спектакль. Глумливыми голосами, припрыгивая и извиваясь, они декламируют ему Бродского: «Я есть антифашист и антифауст./ Их либе жизнь и обожаю хаос…» — так в эту гремучую смесь европейского Средневековья и русского XIX века входит наше жесткое космополитическое время. И, выглядывая кого-то в зале, Мефистофель злорадно чеканит свой приговор: «…И всяк зевает да живет —/ И всех вас гроб, зевая, ждет». Ну и откуда-то сверху валится на публику огромное шелковое полотнище — то ли океан, то ли театральный занавес, так осуществилось пожелание умирающего от тоски Фауста: все утопить.
Именно в «Триптихе» вопреки всем сочиненным о режиссере апокрифам явственно обнаружилось, что этот сентиментальный старый романтик Петр Фоменко, забавник и хулиган, мягко говоря, не слишком высокого мнения о человеческой природе. Какое уж тут утешение, когда о жизни и смерти речь. Сарказм и злая, бессильная горечь, как ни прячет он их за привычной усмешкой, через край сочатся. Новый тут Фоменко, неожиданный. К такому мы еще не привыкли. Выходит, рано ему на покой.
Последние статьи о театре- Энциклопедия абсурда, Елена Губайдуллина, «Энергия успеха № 2 (26)», 2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину Тюнину, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкает, Наталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песен, Марина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойе, Мария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон Жуану, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ», Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенем, Елена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с Пушкиным, Марина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогой, Ольга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бес, Алена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил, «Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса Шевченко, Ольга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский дом, Алла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны Анны, Ольга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
», Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха», «Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!», Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме Джойса, Сергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дня, Марина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |