In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Маргарита Виноградова
«Эхо планеты», 21.07.2010

Такая «Алиса» и Голливуду не снилась

Мы говорим — сказка, подразумеваем — волшебная. В театре Мастерская П. Фоменко появилась «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла — первый детский спектакль. В постановке македонца Ивана Поповски она обернулась волшебной сказкой. Ученик Петра Фоменко, Поповски заложил и свой кирпичик в основание знаменитого театра. Богатое воображение режиссёра удивляет в каждом его спектакле. Но «Алиса» превзошла все ожидания. Тиму Бёртону с его фильмом «Алиса в стране чудес» таких чудес и не снилось.
Тяжёлая золочёная рама обрамляет сцену, отгораживая тёмной тканью всё, что за невидимым зеркалом. Семилетняя Алиса (актриса Вера Строкова), пригрозившая закинуть в Зазеркалье непослушную чёрную кошку Китти, которую она безуспешно искала под креслами партера, сама проникает за лёгкую завесу — и вот чудо: всё пространство сцены мгновенно превращается в сверкающую зеркальную гладь. За ней открывается сад с причудливыми кустами и живыми цветами необычайной красоты. Кусты подстрижены в форме шахматных коней. А красоту цветам придают блистательные костюмы, придуманные сербской художницей Ангелиной Атлагич, которая однажды уже поразила своим искусством в спектакле того же Ивана Поповски «Отравленная туника» по пьесе Николая Гумилёва. С помощью союза шести художников режиссёр сотворил на сцене поле чудес. Видеопроекцией в театре уже никого не удивишь. Она примелькалась, зачастую замещая недостатки режиссёрского замысла и превратившись в штамп. А в «Алисе» по голубому небу то и дело проносятся бабочки и чайки, трепещут флажки на башнях старинного замка, на воздушных шариках поднимается в небо жираф, а появившиеся на горизонте серые точки, приближаясь, превращаются в тучки, а потом в летящих слонов. Из домика Труляля и Траляля, покрытого шапкой мухомора, вместо дымовой трубы торчит и дымит курительная трубка. Через сцену проносится вся королевская конница и вся королевская рать — незабываемый по красоте эпизод.
Остроумная находка режиссёра: устрицы, которых поедают Морж и Плотник (Игорь Войнаровский и Дмитрий Рудков), представлены милыми девичьими лицами в розовых шляпках, точь-в-точь напоминающих раковины.
Так от одной встречи к другой маленькая Алиса перебирается с одной линии шахматной доски на другую. В начале шахматной партии она пешка, но, достигнув последнего ряда, станет королевой. А пока на каждой линии её ждут небылицы.
«Пусть там будет побольше всяких глупостей, хорошо?» — просила доктора Доджсона, автора сказки о девочке в стране чудес, его любимица — реальная Алиса, средняя из трёх сестёр, с семейством которых дружил оксфордский доктор. И ещё: Кэрролл (псевдоним Доджсона) неоднократно протестовал против попыток «вчитать» какой бы то ни было аллегорический смысл в его сказки. А потому в спектакле Поповски нет никакого философского подтекста. Не ищите намёка на наше образование, когда оказывается, что у Алисы оно поверхностное, даже у мальков оно глубже. И не стоит думать о нашем бренном существовании, услышав: «У нас тут нужно очень быстро бежать, чтобы остаться на месте». Режиссёр создаёт волшебный мир, так понятный ребёнку. В этом мире чудес он как дома. Здесь Белая королева (Моника Сантора) прямо на глазах зрителей превращается в Овцу, а её посудная лавка, лишь только на полку ляжет Алиса, станет лодкой, вязальные спицы овцы будут вёслами, и поплывёт лодка среди кувшинок по воде так, что даже плеск волн кажется натуральным. Алиса, раскинув руки, поплывёт по этой реке, вспыхивающей лазерными огоньками — великолепное, волшебное зрелище. Дети замирают от счастья. Взрослым, правда, может и не хватает логических ходов, разработки характеров, подтекста, но режиссёр, очевидно, и не ставил себе такой задачи. Он хотел нас удивить, поразить, и ему это вполне удалось.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100