|
Елена Дьякова «Новая газета», 13.09.2010 Небо в алмазах. Они двоятся Чехов и Фрил в «Мастерской Петра Фоменко»Новый спектакль «Мастерской» — «После занавеса» Евгения Каменьковича. Собственно, два одноактных спектакля: бессмертный, неотвязный водевиль «Медведь» и совсем незнакомая пьеса Брайана Фрила «После занавеса».
Герои Фрила — Соня из «Дяди Вани» (Полина Кутепова) и Андрей Прозоров, брат трех сестер (Никита Зверев). По авторской ремарке — «Действие происходит в Москве, в привокзальном буфете, в двадцатые годы 20-го века».
В «Медведе» Вдовушку-дуэлянтку играет Наталья Курдюбова, взбешенного и влюбленного кредитора — Евгений Цыганов, верного Луку — Никита Тюнин. В этой инкарнации пьесы безутешная Елена Ивановна, уйдя в затвор, увековечивает покойника пластически, уж как может. Глиняные головы помещика Попова лежат по всей сцене. Его исполинский монумент глядит на скороспелую любовь уездной статуей Командора.
Наталья Курдюбова — отличная актриса, с диапазоном ролей от Гедды Габлер до Огудаловой-маменьки. Водевиль, натурально, жив и изящен. И все же… «Медведя» на сцене перелицевали столько раз, что из его многострадальной шкуры трудно выкроить что-то новое. Но после финала пьесы Фрила и «Медведь» получит новый смысл.
Этот умный, лаконичный драматург чеховских кровей (и переводчик Чехова) уже значился в афишах «Мастерской». Пьесу Фрила «Танцы на праздник урожая», почти ответ «Трем сестрам» — пяти сестер, хозяек разоренной ирландской фермы 1930-х, ставил в театре Петра Фоменко Прийт Педаяс (Эстония), играли сестры Кутеповы, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Полина Агуреева, Карэн Бадалов, Кирилл Пирогов. Замечательный был спектакль! Жаль, что он довольно быстро сошел со сцены.
В «После занавеса» занавес (похоже, тот самый, что опустился над Российской империей — по записи Розанова) висит в глубине сцены, меж дымным, грязным стеклом зала ожидания, запаршивевшей линией либерти, битыми витражами московского вокзала — и железными путями, угольным туманом, дальними семафорами. На его белом холсте рвется и скрипит немая кинохроника: Первая мировая, Гражданская, НЭП.
Зябкая, нервная, сорокалетняя Соня ждет поезда в уезд: в Москве «решалось дело» о реквизиции ее усадьбы. Дядя Ваня давно умер. Доктор Астров пьет. Елена Андреевна в Париже. Сонин багаж — заботливо упакованный саженец, нелепый и трогательный, как она сама: дом и сад вот-вот отберут, но это деревце (вишня, поди, новых сортов из столичного питомника) Соня все равно довезет и посадит в обреченной усадьбе…
Андрей в старом фраке ночует на лавке. Впрочем, он сохранил скрипку и манеры. Как раз у вокзала на скрипке он и играет, чтобы носить передачи в Бутырку Бобику. С Бобиком все просто: генеральский внук и Наташин сын попался на мелкой уголовщине.
Разбитная тетка-буфетчица необъятных размеров отрывает то Бетховена, то «Цыпленка жареного» на реквизированном фортепьяно. Недобитки философствуют. Натурально — ждешь рассказов о жизнях, раздавленных революцией. Потом с изумлением понимаешь: да, раздавлены всмятку, оба. Но большевики почти ни при чем. У Сони Серебряковой и у Андрея Прозорова есть беда посерьезнее. Они ее внутри носят.
…Фрил не очень силен в наших реалиях. (Кое-что переводчик Сергей Таск и театр могли бы и поправить, скажем, реплику: «Я был чиновником второго класса при Протопопове». Чиновник второго класса — действительный тайный советник, чин министерский и генерал-губернаторский, земцы под роспись чинов вовсе не подпадали. А то у зрителя возникает чувство, что все мы сами себе уже не родные, коль ничего не помним. Чувство-то привычное, но в зале «Мастерской» оно обычно и излечивается…)
Фрил плохо знает Россию 1920-х. Но суть чеховских героев понял очень точно.
Соня с недавних пор открыла для себя оптику для созерцания неба в алмазах. Только — алмазы ее двоятся. Оптика простая, российская: в потрепанном портфельчике у Сони початая пол-литра. «Сила духа! — восклицает она. — Нужна неколебимая сила духа!»
И льется в граненые вокзальные стаканы сорокаградусное топливо ее стоицизма.
Полина Кутепова играет существо, в котором сквозь отрепья чеховской эпохи уже проступают 1970-е, предельная загнанность полуразрушенных героинь Петрушевской. Соня держит саженец, как знамя. И этому знамени верна! Верна любви к доктору Астрову — потому что как же иначе? Верна своим иллюзиям. Верна тоске по тому, что не сбудется и сбыться не может. Что бы ни завязалось на ночном вокзале между ней и Андреем — Соня, пошатываясь, уйдет прочь, в сизую мглу перрона, сияя рыжими кудрями, выписывая кренделя (водка развозит эту нежную душу сразу), держа флагшток саженца.
И этот последний парад на фоне грязных и битых стекол стиля модерн, медленный уход в глубину сцены, в дым Отечества наших невыносимо высоких идеалов и их печальных носителей, гибнущих под ношей своих ценностей, — сделает весь спектакль.
…Право, новобрачная вдова из «Медведя» нам давно ближе и понятнее.
Последние статьи о театре- Продолжения следуют, Елена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- В театре нужен бойцовский характер, Елена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- Многоуважаемые щи, Ирина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!, Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутся, Марина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и Тоби, Ольга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятся, Елена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и после, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожидания, Наталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозрения, Светлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!, Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Такая «Алиса» и Голливуду не снилась, Маргарита Виноградова, «Эхо планеты», 21.07.2010
- «Фоменки» завели Чеширского Кота, Елена Дьякова, «Новая газета», 2.07.2010
- Иван Поповски построил для Алисы Зазеркалье, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 1.07.2010
- Наши в Дублине, Борис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- «Алиса» без лишних смыслов, Алла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Театр Фоменко заговорил со зрителями языком кино, Ольга Романцова, «gzt.ru», 23.06.2010
- «Алиса в Зазеркалье»: энциклопедия абсурда, Марина Шимадина, «Ваш досуг», 23.06.2010
- Алиса в Стране спецэффектов, Марина Давыдова, «Известия», 23.06.2010
- Алиса в иллюзиях и проекциях, Майа Одина, «Газета.ru», 22.06.2010
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |