|
Ольга Егошина «Новые Известия», 15.09.2010 Судьбы Бобика и ТобиВ «Мастерской Фоменко» представили необычный взгляд на ЧеховаПод занавес юбилейного чеховского года Евгений Каменькович показал давно репетировавшуюся постановку, состоящую из двух самостоятельных частей: водевиля «Медведь» Чехова и пьесы ирландского драматурга Брайана Фрила «После занавеса». Популярный драматург еще до премьеры посетил юбилейный Чеховский фестиваль, посмотрел постановки «Мастерской» и любезно признал Москву «самым театральным городом мира».
Драматический триптих Брайана Фрила «После занавеса» имеет подзаголовок «чеховские мотивы» и состоит из трех разножанровых пьес. Первая («Курортные забавы») представляет собой инсценировку рассказа «Дама с собачкой». Вторая («Медведь») — близкое к первоисточнику переложение одноименного чеховского водевиля. Наконец, третья часть, давшая название всему циклу, — «После занавеса» — оригинальная пьеса, в которой действуют постаревшие на двадцать лет Соня Серебрякова и Андрей Прозоров. Именно третья часть и заинтересовала Евгения Каменьковича, который вначале создал на ее основе телеспектакль для канала «Культура», а потом выпустил и сценическую версию. Правда, в спектакле «Мастерской» к пьесе «После занавеса», играющейся во втором акте, был добавлен «Медведь», причем не в переложении Брайана Фрила, а чеховский оригинал. Уверена, что русская публика, с чеховским водевилем давно сроднившаяся, не поняла бы, почему знакомый текст подписан иностранной фамилией. Труднее понять горячий интерес Евгения Каменьковича к пьесе «После занавеса» — прямо скажем, весьма далекой от лучших образцов драматургии Фрила, хотя бы от «Танцев на празднике урожая» (прекрасно шедших на сцене «Мастерской»). Впрочем, юбилейный чеховский год диктовал репертуарные шаги и куда более странные.
В результате неожиданного альянса двух авторов новая постановка Евгения Каменьковича распалась на автономные части, не связанные между собой ни жанрово, ни стилистически, ни по принципу контраста. Легкомысленное «тра-ла-ла» (которое автор считал главным мотивом своего «Медведя») Каменькович усилил и огрубил. Чеховская провинциальная вдовушка Попова с ямочками на щеках превратилась в исполнении Натальи Курдюбовой в роскошную богемную даму-эмансипэ, которая свое семимесячное вдовство скрашивает непрерывным издевательством над покойным муженьком: круглосуточно лепит его обнаженную статую, с мощным торсом и малюсенькой головой, к которой она то прилепит лягушачьи губы, то вытянет нос под Буратино… Брутальный кредитор и отставной артиллерист, которого играет Евгений Цыганов, смотрится недотепой-бухгалтером с портфелем под мышкой (почему брутальный мачо нашего кино на сцене «Мастерской» играет преимущественно мурзиков — вопрос открытый). Такому Смирнову никак не веришь, когда он рассказывает о своих любовных победах и внушительном донжуанском списке. Наконец, для престарелого лакея Луки — Никиты Тюнина придуман целый арсенал самых разных комедийных приемов: от пения арий до нежного баюкания гигантской лошадиной головы, обозначающей любимого коня Тоби. Богатство режиссерской фантазии здесь настолько избыточно, что под ее мощным покровом как-то блекнет чеховская водевильная интрига, построенная именно на неожиданном преображении характеров: нежная вдовушка оказывается бой-бабой, а грубоватый воин теряет от любви голову, как робкий юнец.
В противовес бравурно-театральной первой части, залитой ослепительным светом софитов, вторая часть идет в полумраке, на фоне кинохроники начала XX века: кадры войн мировой и гражданской, свист паровозов, холодный сквозняк из разбитых окон вокзальной забегаловки. Посетителей немного. «Похоже, сегодня мы опять одни». — констатирует Андрей Прозоров (Никита Зверев). Утвердительно хмыкнет ведьма-буфетчица (Дмитрий Захаров), у Фрила только упоминаемая, а у Каменьковича воплотившаяся в фактотума постановки: и на пианино бренчит, и с чучелом чайки бегает, и комментирует происходящее: «Интеллигенция! Тьфу!»
У Андрея и Сони вяжется и ветвится тот бесконечный разговор за жизнь, когда выбалтываешь случайному знакомому неприглядную семейную подноготную. Прозоров рассказывает об уходе к Протопопову жены, о самоубийстве сестры Маши, безнадежно ожидавшей весточки от Вершинина, о том, что Бобик сидит в московской тюрьме… У Сони — свои горести. Умер отец, и его молодая жена Елена («красивая, умная, обаятельная, но немного бессердечная») переехала в Войницевку, дядя Ваня решил показать свои способности и безнадежно запутался в долгах, а когда Елена из имения уехала, то пережитый душевный кризис быстро свел его в могилу… Женившийся на Елене и брошенный ею Астров много пьет и тогда навещает Соню, в поисках подходящего плеча для опоры. А теперь грозятся отобрать дом и имение, и Соня в Москве воюет с Наркомземом.
Фрил договаривает и дожимает сюжеты, которые у Чехова только подразумеваются (надо ли пояснять, что эта жесткая определенность судеб уплощает характеры героев). Фрил дописывает судьбы, исходя из известного и абсолютно игнорируя то невероятное, что всегда поджидает самых обычных людей на сломах истории. Балованный Бобик, естественно, идет по плохой дорожке, сестры не доезжают до Москвы и не выходят замуж. И даже пережитая революция не меняет колеи судеб: Астров продолжает сажать леса (это в Гражданскую-то войну), Елена катается по заграницам (то же замечание), а Соня находит утешение в харьковской водочке.
Чудные актеры Никита Зверев и Полина Кутепова выжимают максимум игровых возможностей из сухой тряпки драматургического материала. И тратят столько сил, грации и нервной энергии на ремесленную поделку, что их с лихвой хватило бы и на «Дядю Ваню», и на «Три сестры». Можно понять Евгения Каменьковича, который после опыта с «чеховскими мотивами», объявил, что теперь возьмется за самого Антона Павловича. Решение правильное: еще Грибоедов одобрял тех храбрецов, что предпочитают оригиналы списку.
Последние статьи о театре- Игорь Гордин: «Актеру нужно ходить на сторону», Марина Шимадина, «Ваш досуг», 6.04.2011
- Соло на красном треугольнике, Яна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мы, Александра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режима, Елена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего», Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах Шагала, Ольга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространстве, Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко», Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессы, Дина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимации, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр», Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров», «Российская газета», 28.03.2011
- Чепуха, Ася Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Продолжения следуют, Елена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- В театре нужен бойцовский характер, Елена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- Многоуважаемые щи, Ирина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!, Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутся, Марина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и Тоби, Ольга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятся, Елена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |