|
Александра Машукова «Ведомости», 1.04.2011 Такие же, как не мыСпектакль «Мастерской Петра Фоменко» с участием Полины Агуреевой и Игоря Гордина стал историей про людей из далекой эпохВ программке постановки Виктора Рыжакова под названием значится: «Пьеса Александра Володина, написанная в 1959 году». Ремарка неслучайна: она указывает на то, что, по мнению создателей спектакля, этот хрестоматийный текст — достояние стародавних советских времен, и многое в нем современному зрителю может показаться странным. А значит, к истории, рассказывающей о том, как после семнадцати лет отсутствия Александр Ильин, работающий шофером на Севере, вернулся в Ленинград к своей любимой женщине Тамаре, необходимо найти какой-то особый подход.
В результате пьесу Володина играют вовсе не в привычном для нее ключе психологического реализма, а стремительно и гротескно — так, как могли бы, вероятно, исполнить фарс Мольера. Нет, конечно, тут нет гумозных носов и накладных животов, зато есть утрированные комедийные интонации и физические действия — вроде длинной серии ударов ногой по заду, которые один персонаж наносит другому. Декорация проста, функциональна и остроумна: квадратная поворотная площадка, в центре которой стена с дверным проемом. Актеры активно лазают по стене, качаются на дверном проеме, как на турнике, бегают или боксируют, произнося скороговоркой текст, многие реалии которого для сегодняшнего зрителя, вероятно, и впрямь — как из жизни инопланетян.
Вот, например, как рассказывает о себе Тамара: «За все отвечать приходится: и за дисциплину, и за график, и за общественную работу. Я и агитатор по всем вопросам. <...> Ну, конечно, я член партии. Коммунисту можно потребовать от партбюро. Словом, живу полной жизнью, не жалуюсь». Подчеркивая временную дистанцию между героями «Пяти вечеров» и публикой, режисер, похоже, ставит спектакль про изломанных системой людей, смешных и трогательных в своей нелепости. Во всяком случае, именно это играет Полина Агуреева. Ее угловатая Тамара, облаченная в глухую, до пят, ночную рубашку, не выходит из зажима даже в минуты счастья; значительную часть времени она говорит с интонацией, в которой причудливо сплавлены бодрость выступающей на трибуне общественницы с напевностью исполнительницы народных песен — тоже советского образца.
Но если герои этой истории должны вызвать у зрителя скорее усмешку, чем сопереживание, — зачем было за нее браться? Вся эта стремительная буффонада имела бы смысл, если бы была уравновешена моментами откровенной, отчаянной лирики: тогда зажатые главные герои становились бы предельно естественными, пробиваясь к себе — настоящим. Но это (и то лишь отчасти) получается только у Игоря Гордина, актера московского ТЮЗа, в последние сезоны вышедшего в ряды театральных звезд. Когда его Ильин валяется на сцене и ведет нетрезвые разговоры с девушкой Катей (этого активно участвующего в воссоединении главных героев персонажа талантливо играет студентка Школы-студии МХАТ Яна Гладких), из спектакля наконец-то улетучивается ироническая отстраненность. И становится понятно, что с 1959 года ничего, в сущности, не изменилось: мужчинам по-прежнему важно, чтобы их не сочли неудачниками, прошлое никогда никуда не уходит, и вся жизнь может перевернуться за пять вечеров.
Последние статьи о театре- Игорь Гордин: «Актеру нужно ходить на сторону», Марина Шимадина, «Ваш досуг», 6.04.2011
- Соло на красном треугольнике, Яна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мы, Александра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режима, Елена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего», Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах Шагала, Ольга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространстве, Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко», Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессы, Дина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимации, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр», Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров», «Российская газета», 28.03.2011
- Чепуха, Ася Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Продолжения следуют, Елена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- В театре нужен бойцовский характер, Елена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- Многоуважаемые щи, Ирина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!, Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутся, Марина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и Тоби, Ольга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятся, Елена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |