|
Яна Жиляева «Эксперт», 4.04.2011 Соло на красном треугольникеВ том, чтобы сейчас поставить пьесу Александра Володина, нет ничего сенсационного. У володинских пьес счастливая судьба, они всегда ко двору, их играют при всех режимах. Необычность нынешней постановки в том, кем и где она осуществлена. «Пять вечеров» выпускаются в малом зале «Мастерской Петра Фоменко» но без какого бы то ни было его участия. Режиссером выступил Виктор Рыжаков, известный своими работами в «новой драме».
Если у фоменок, как известно, все «во имя человека и для блага человека», мастерство тонкого психологизма, процветает идеология радостей Ренессанса, то в «новой драме» торжествует маргинальный реализм. Для соединения фоменковского «рая» с новодрамовским «адом» была выбрана нейтральная территория — общее советское прошлое. А именно лучшее из советского театрального наследия — «Пять вечеров».
Героиней события стала Полина Агуреева. Она снова на сцене у фоменок, правда, с чужим режиссером и в довольно пестрой компании, и благодаря ей совпали векторы фоменок и «новой драмы». В роли Ильина Игорь Гордин, звезда МТЮЗа и участник всех событийных театральных проектов последних лет. Зоя — актриса Малого театра Евгения Дмитриева, Катя — студентка школы-студии МХАТ Яна Гладких, Славик — фоменковский стажер Артем Цуканов. За хореографию взялся модный постановщик Олег Глушков.
Не утратившая внешней хрупкости и ломкости, Агуреева, кажется, с легким сердцем распрощалась с девичьими ролями. Теперь она играет женщин — зрелых женщин. Уже в первые пять минут пьесы ее героиня, Тома, заявлена как звезда. Так для Агуреевой ставит спектакль Рыжаков.
Сюжет прост и известен с античных времен: мужчина, внезапно пропавший на долгие годы, возвращается к оставленной в юности возлюбленной. И режиссер видит в володинской пьесе повод порассуждать о тщеславии — о мужском и о женском.
Не столько внешние обстоятельства, сколько саморефлексия задержала на много лет возвращение советского Одиссея. Он, по его собственному ощущению, не состоялся. Хотел стать химиком, а стал шофером. Метил в главные инженеры, а попал на автобазу. Но все-таки нашел в себе силы прийти к любимой. Игорь Гордин играет сухо, жестко. Почему-то не расставаясь со шляпой и пальто. Видимо, этот Одиссей не очень уверен, что прибыл точно по назначению. И совсем не уверен, что его и вправду ждут.
Пенелопа-Тома пребывает в безвременном пространстве. Предпочла законсервироваться в ответ на несправедливости судьбы. Она все так же, как и в юности, работает на «Красном треугольнике», но говорит уже по-птичьи: «живу полной жизнью», «общественная нагрузка» и т. п. Агуреева играет гротеск. Ее Тома — чокнутая тетенька, не от мира сего. Инопланетянка с партбилетом.
К сожалению, актерского ансамбля, дуэта, здесь не получается. Агуреева и Гордин существуют будто в параллельных мирах. Вопреки сценографии, устроенной так, что герои сосуществуют на одном крошечном прямоугольнике сцены, диалога не происходит. Реплики артистов транслируются у каждого на своей собственной частоте. И перед сумасшествием героини Агуреевой герой Гордина попросту теряется — не Одиссей, а будто статист, подающий реплики звезде.
Тем временем сюжетная линия пьесы упрямо ведет к хеппи-энду. За несколько минут до финала Тома по необъяснимым причинам вдруг очеловечивается, более того, временно отказывается от амнезии и неадеквата, и «независимый», мятущийся герой тут же устремляется к ней на всех парусах. Когда-то ключевая фраза для советских людей «ой, только бы не было войны» в финале звучит вполне оправданным бредом. И похоже, что принять столь слабого мужчину сегодня способна только умалишенная женщина. Так и случается ожидаемый финал: у каждой Пенелопы, несмотря ни на что, есть шанс дождаться своего Одиссея.
Последние статьи о театре- Игорь Гордин: «Актеру нужно ходить на сторону», Марина Шимадина, «Ваш досуг», 6.04.2011
- Соло на красном треугольнике, Яна Жиляева, «Эксперт», 4.04.2011
- Такие же, как не мы, Александра Машукова, «Ведомости», 1.04.2011
- Ретро строгого режима, Елена Дьякова, «Новая газета», 1.04.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего», Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- Спектакль месяца: Герои «Пяти вечеров» поднялись над землей, как на картинах Шагала, Ольга Романцова, «gzt.ru», 31.03.2011
- Пять вечеров в пустом пространстве, Марина Давыдова, «Известия», 31.03.2011
- «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко», Марина Шимадина, «OpenSpace.ru», 30.03.2011
- Акробаты и клоунессы, Дина Годер, «Московские новости», 30.03.2011
- Пять вечеров в формате анимации, Марина Райкина, «Московский комсомолец», 30.03.2011
- Мы хотим сделать «дурацкий театр», Светлана Полякова, «TimeOut», 28.03.2011
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет премьеру спектакля «Пять вечеров», «Российская газета», 28.03.2011
- Чепуха, Ася Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Продолжения следуют, Елена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- В театре нужен бойцовский характер, Елена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- Многоуважаемые щи, Ирина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!, Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутся, Марина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и Тоби, Ольга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятся, Елена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |