|
Анастасия Вильчи «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011 Любить по-советскиРежиссер Виктор Рыжаков увидел прелести в послевоенном бытеО все большем проникновении хореографии в драматический театр можно писать отдельное исследование. В последней премьере режиссера Виктора Рыжакова (на сцене «Мастерской Петра Фоменко») тоже много пластических монологов героев, поставленных хореографом Олегом Глушковым. Внимание к малейшим деталям - главная черта Рыжакова. Начиная с театральной программки (конверт от пластинки, на котором белым по черному парят женские силуэты, отсылая нас к летающим над городом героям Марка Шагала) и заканчивая непосредственно стилистикой спектакля. Например, в одной из сцен Тамара подворачивает чулки в рубчик, шедевр советской текстильной промышленности, и быстро надевает туфли. Это привычное движение оттуда, из быта 1960‑х годов.
Пять вечеров, чтобы вернуть и вернуться. Именно столько надо героям пьесы - Тамаре и Александру Петровичу Ильину, чтобы оттаять, понять друг друга. Вращающийся помост, на котором всего лишь одна декорация - стенной проем с дверью. Дверь - важная деталь спектакля. Наглухо заклеенная в начале и с приходом Ильина (Игорь Гордин) в квартиру Тамары (Полина Агуреева) с треском выдранная из картонной стены. Потом одну половинку двери снимают с петель, превращая в стол. В финале ее водрузят на место. И вновь с шумом распахнутся створки - вернется Ильин. Пять вечеров. Через пятнадцать послевоенных лет ожидания…
Дверь как метафора. Пожалуй, точнее придумать сложно. В общинном существовании послевоенного времени редко найдется семья, в жизни которой отсутствует период, связанный с коммунальной квартирой. В коммуналках жили все, заново строя разрушенный фашистами мир, поднимая города из руин.
Вместе с режиссером художник спектакля Анастасия Бугаева детально воссоздает время. Спектакль буквально дышит советской эпохой. Взглянуть хотя бы на костюмы: плохо сидящие на фигурах мешковатые пальто, платья по фасону 1960‑х годов и эти жутчайшие чулки в рубчик. А ночные сорочки! В самом первом диалоге Зоя (Евгения Дмитриева) одета в совдеповскую ночную рубашку: белую, накрахмаленную, с крылышками. И Тома, делая смешную зарядку на ночь, тоже в сорочке: наглухо застегнутой, с рукавами и смешными рюшечками. Мы с вами в том самом времени, когда «у нас в стране секса нет», и кто усомнится в этом, глядя на володинских героев? Они не знают, как обняться, куда прижаться и как поцеловаться даже в минуты счастья и близости…
За модными режиссерскими приемами, такими как видеопроекция и компьютерная анимация, вовсе не теряются актерские работы - одна другой лучше. Полина Агуреева блестяще сыграла советскую женщину, Игорь Гордин - одинокого мужчину, прошедшего войну. Многое в спектакле вызывает улыбку, как один из диалогов между молодыми: «В 38 лет можно выйти за что угодно», - говорит Катя (Яна Гладких) племяннику Тамары Славе (Артем Цуканов).
Время обозначено штрихами, но штрихи эти удивительно точные: Рыжаков создает на чистом холсте пространства сцены рисунок времени. Рисунок с налетом шаржа, но доброго, выполненного с большой любовью и к автору, и к его героям. Пластинка-сцена крутится. Звучит то Рахманинов, то «Валенки». Тамара, Тома, Зоя, Катя, Слава, Валя, Клава… Это имена войны и послевоенные. Как и прически с начесом. Бигуди под платком. И на белой скатерти - сервировка праздничного стола. Простые тарелки, граненые стаканы и цветы в пустых трехлитровых банках. Из всего этого - атмосфера. В танцевальных па отражаются души героев. Тело всегда повторяет изгибы и нелепости души. Рисунок танца вслед за движениями тела, характера. А все вместе - любовь по-советски, какой сейчас нет. История про одиночество. Глупость. Страх. Боязнь жить и любить. И про таких смешных «наших родителей». Которые, пережив войну, лагеря и блокаду, сумели сохранить многое, а главное - любовь.
Последние статьи о театре- Бурление вешних вод, Елена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с Тургеневым, Анна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумы, Елена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигрались, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами», «РИА-Новости», 21.10.2011
- Кирилл ПИРОГОВ: Я из России двигаться пока никуда не собираюсь, «Вечерний Петербург», 18.10.2011
- «Все настоящее дается трудно», «Невское время», 14.10.2011
- НАДЖА МЭР: Москву я еще совсем не знаю, потому что мы все время работаем, Павел Подкладов, «Культура», 1.09.2011
- Пять вечеров, Елена Нурматова , «Седьмой континент», 09.2011
- Шестой вечер, Нина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Шестой вечер, Нина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- Шестой вечер, Нина Шалимова, «Петербургский театральный журнал, № 3 (65)», 09.2011
- На полюсах, Мария Хализева, «Экран и Сцена», 29.08.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…», «Метро», 20.07.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…», «Метро», 20.07.2011
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…», «Метро», 20.07.2011
- Дом, собирающий сердца, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Театр Мастерская П. Фоменко А. Володин «Пять вечеров», Елена Левинская, «Театральная афиша», 06.2011
- Любить по-советски, Анастасия Вильчи, «Театрал (Новые Театральные Известия)», 06.2011
- ИНОСТРАНЦЫ НА РОССИЙСКОЙ СЦЕНЕ, ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНКИ В РОССИИ, Павел Подкладов, «Планета Красота», 05.2011
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |