In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Т. Карпова
«Линия полета», 11.2011

Отец и дети: Фоменко глазами Кутеповой

Еще несколько лет назад «Мастерская Петра Фоменко» часто гастролировала по России и за границей. Но после того как в столице для театра было построено новое современное здание, «фоменки» стали выезжать реже, предпочитая принимать зрителей у себя. Пользуясь случаем (осенними гастролями в городе на Неве), «Линия полета» расспросила Полину Кутепову, одну из ведущих актрис театра, о том, чем различается публика в Москве и за ее пределами, об отношениях с мастером и о многом другом.

 — Полина, каким нашли Петербург? Здешний зритель отличается от московского?

Полина Кутепова: Конечно, в Петербурге много интересных театров с прекрасными актерами и замечательными спектаклями. Поэтому петербургский зритель по-хорошему требователен и в каком-то смысле избалован хорошим театром. В Москве у нас есть своя публика. В большинстве своем к нам ходят в театр люди, которые знают и любят наш театр, и большой процент публики в зале — это те люди, которые, может, не в первый раз смотрят спектакли, и все про нас знают. То есть актеры и театр в целом уже имеют, таким образом, своеобразный «аванс» доверия и интереса. Но когда приезжаешь в другой город, тем более в Петербург, то этих авансов нет. Так что гастроли — это проверка на прочность и достаточно серьезное испытание спектаклю и труппе в целом.

 — Как часто «Мастерская» бывает в городе на Неве?

П. К. : В Петербурге мы уже были лет пять назад. Мы привозили достаточно много спектаклей. Но все равно есть момент настороженности и непростого сначала восприятия. Но, судя по восприятию наших спектаклей, контакт произошел. Хотя, надо признаться, вначале было непросто.

 — В профессиональной среде «Мастерская» известна тем, как тщательно на каждых гастролях происходит «освоение площадки», как проходят подробные репетиции на месте, вне зависимости от того, сколько лет спектаклю. В этот раз Петр Фоменко поступил также?

П. К. : Что касается освоения площадки, то это абсолютная правда, и я даже не представляю, как можно существовать по-другому: это настолько же необходимо актеру, насколько и техническим службам театра. А вот Петр Наумович в этот раз, к сожалению, с нами не приехал. Он не очень хорошо себя чувствовал, незадолго до этой поездки только вышел из больницы. И, конечно, без него нам было сложно. Потому что он нам абсолютно необходим, а в таком сложном спектакле как «Три сестры» — особенно.

Кстати, самого Петра Наумовича связывает с Петербургом длинная профессиональная история. Он же тут начинал, здесь проходило его становление как режиссера. У него очень непростые, сложные отношения с этим городом. Возможно, что для него эти гастроли даже важнее, чем для нас. И на труппу таким образом ложится двойная ответственность — и перед петербургским зрителем, и перед Фоменко.

Когда театр выезжает на гастроли, создается необыкновенно созидательный эффект для спектакля. Я бы сказала такой обновляющий, омолаживающий эффект. За счет новых непривычных условий, другой сцены возникает какое-то внутреннее напряжение, происходят очень нужные изменения в постановке. В свое время, когда у нас еще не было своего помещения, своего театра, мы вынуждены было очень часто ездить на гастроли. На каких площадках только мы не побывали! Мы начинали играть на последних курсах института и сразу после, практически на площадке, равной объему комнаты. Одна из самых первых курсовых работ, переросшая в репертуарный спектакль, «Волки и овцы», начинался в такой тесноте, что актеры должны были практически протискиваться между декорациями и партнерами. Петр Наумович этот недостаток превратил в достоинство, и в результате мы в эту тесноту играли. То есть он научил нас обыгрывать пространство, приспосабливаться к нему и превратил это в игру. Это очень большой опыт и наука были для нас.

 — Как вы себе представляете идеального режиссера? Вот Фоменко — он идеальный режиссер для актера?

П. К. : Идеальный? Ну, если такое существует, то, наверное, да, Петр Наумович — идеальный режиссер. Но я бы скорее сравнила наши отношения с родительскими, как отца и детей. А для детей родители всегда идеальны. Но скорее всего «идеального режиссера» как понятия не существует. Все режиссеры разные, и должны быть разными. Тут нет каких-то четких законов, прописанных правил. Для меня главным качеством в режиссере является его одержимость театром. Впрочем, то же самое сказать и про актера. В театре в большинстве своем сумасшедшие, по-хорошему сумасшедшие, люди работают. Потому что там денег не заработаешь, там только все на интересе.

 — Мастерская привезла спектакли не только Фоменко, но и других режиссеров. Петр Наумович как относится к тому, что в его «вотчине» с его актерами ставит кто-то еще?

П. К. : Если быть точнее, то «Улисс» по роману Дж. Джойса в постановке Евгения Борисовича Каменьковича и «Носорог» Э. Ионеско в постановке Ивана Поповски, моего однокурсника. И назвать их приглашенными режиссерами в нашем театре невозможно.

Но в репертуаре есть спектакли, которые сделали именно «чужие» режиссеры. Последняя премьера театра — спектакль «Пять вечеров» А. Володина в постановке «приглашенного» режиссера Виктора Рыжакова. Во время репетиций возникали разные сложности, выпуск спектакля откладывался, и Петр Наумович вместе с Андреем Воробьевым (директором нашего театра) сделали все, чтобы премьера состоялась. Вот такое отношение. ..


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100