|
Петр Сейбиль «vtbrussia.ru», 26.01.2012 Русская итальянкаМоника Санторо, актриса: «Иду маленькими шагами к маленьким целям»Моника Санторо приехала в Россию десять лет назад. Приехала на полгода и оставаться в новой для себя стране совершенно не собиралась. Но она осталась. Вряд ли кто-то в ее родном университете города Урбино слышал о питерских коммуналках и промзонах Свердловска. Кое с чем Монике Санторо пришлось встретиться самостоятельно, что-то узнать, работая в театре «Мастерская Петра Фоменко», где она быстро превратилась во всеобщую любимицу. На ее первый спектакль — «Рыжий» — билеты в продажу даже не поступают, а запись происходит на полтора года вперед. Об одном спектакле и целой жизни в России актриса рассказала корреспонденту vtbrussia.ru.
— Сегодня сотый показ спектакля «Рыжий», не устали еще от него?
— Пока нет, держимся! Постоянно репетируем, придумываем что-то новое — это необходимо. Хотя в какой-то момент было сложнее и казалось, что пропало вдохновение. Но если сосредоточиться на стихах и потом друг на друге — все получится.
— Кстати, об изменениях: говорят, в «Фоменко» принято работать над спектаклями постоянно. Менялся ли этот спектакль?
— Конечно! Какой ты есть сегодня, таким и будет исполнение. Для меня может измениться какая-то определенная тема, и я стану иначе играть. Один раз акцент на теме любви, в другой раз — на чем-то еще. Иногда договариваемся, переделываем какие-то переходы между сценами и их суть.
— А от кого это исходит?
— От нас всех. А потом обсуждаем с Юрием Буториным — режиссером.
— А Каменькович, руководитель постановки, еще участвует или контроль уже прошел?
— Иногда приходит. Но сейчас больше сами.
— То, что происходит в спектакле — уже даже не вчерашний, а позавчерашний день. Большинство актеров застали это время маленькими детьми, но все-таки могут его помнить. Но вам-то каково? Где итальянский городок, а где менты, гопники и рабочие кварталы?
— Не знаю. Я просто шла за своими коллегами, друзьями, партнерами. Как бы их назвать? Моими близкими людьми! Это был первый спектакль нашей стажерской группы. Мы что-то придумывали, предлагали. А Петр Наумович настраивал не бояться ошибок. Сама атмосфера, нахождение в этой среде помогали всем. Наверное, многое здесь глубоко, не доходит. Могу только сравнивать с тем, что прожила. Но стихи Бориса Рыжего, их музыкальность, даже сама судьба автора меня тронули очень сильно. Если не понимаю глубоко, могу предложить свое видение. И потом весь этот период в людях еще жив. Он чувствуется и болит.
— Легко понять, как работают над классикой — читают текст, изучают критику, различные постановки. Но здесь совсем другая история — есть стихи и сама среда жизни промышленного города.
— Сначала были этюды. Кто как чувствует стихи и музыку. Потом всё собирали вместе. Нужна была какая-то объединяющая история. Так возникла тема поезда с остановками. Потом была читка, и каждый предложил те стихи, над которыми хотел работать. Слушали музыку, предлагали свою. Каждый принес какие-то мелочи. Весь театр! Люди вокруг постоянно рассказывали нам что-то. Было и сложно, и просто. Сложно потому что все существует, да и просто по той же причине. А какие-то универсальные вещи — чувствуешь.
— Давно замечено, что в России, когда правда — получается чернуха. Очень редко бывает наоборот. А здесь с одной стороны веришь, а с другой — нет мрачности. Как так вышло?
— Борис Рыжий — светлый поэт, который очень любил людей и жизнь. Мы старались сохранить иронию, свет. Не ставили документальный спектакль. Я больше поняла и узнала Россию. Конечно, страшно за то, что люди пережили такие тяжелые моменты. Как могли жить эти женщины?! Именно потому что мне страшно — так больно. Хорошо, что мы смогли об этом говорить через его стихи.
— Во время гастролей в Екатеринбурге вы виделись с семьей Бориса Рыжего. Как прошла эта встреча?
— Замечательно! И очень просто. Познакомились мы еще раньше, когда они сами приезжали в Москву. А потом уже мы отправились в Екатеринбург. Было ощущение, что мы любили и любим одного человека. Как будто через его стихи лучше поняли друг друга. И наша искренность в отношении объединила. Мы сидели с ними, и я думала: «Как же не хватает Рыжего!». Очень хотелось, чтобы он мог что-то рассказать. Все рядом: вот его жена, вот друзья, — а его нет. Хотелось посидеть, поговорить, выпить. Но сами спектакли были очень ответственными! Представляете, первые гастроли, мы едем в город поэта и играем отдельный спектакль перед его близкими.
— Кто это вас так заслал?
— Не знаю. Механизм — это к дирекции! Но было очень страшно. Мы стояли за кулисами и все тряслись от волнения. Тем более что мало народу и кажется, что мы все очень близки. Как будто какой-то опыт пережили вместе со зрителями. Вроде не знаешь, для кого играешь, но чувствуешь, что болит одно и то же. На этом спектакле всегда особая атмосфера.
— У вас же в Питере был опыт жизни в коммунальной квартире, что-то похожее на среду в «Рыжем» значит, испытали?
— Коммуналка была потрясающая! В центре Петербурга около музея Достоевского. От этого и вибрации там особые. Вначале нас было пять женщин — порядочно и прилично. Там я жила полтора года. Все было хорошо до тех пор, пока там не появился какой-то страшный мужчина, нарушивший сложившуюся атмосферу. Но мы - женщины — держались.
Потом хозяин моей комнаты решил в нее вселиться сам, и я переехала к его родителям. С ними мы до сих пор дружим — это очень близкие мне люди.
— Что вас вообще заставило приехать в Россию?
— Мне было любопытно. Изучала русский язык в университете.
— Так с чего же все началось?
— Началось с того, что я хотела изучать испанский и английский. Но по испанскому мне не понравился педагог. Хотелось чего-то сложного. Я ходила по городу и выбирала между чешским, русским, японским и датским языками.
— А что-то о России знали?
— Что-то читала… Но, вообще — не знала ничего. На первом занятии писали азбуку. На второе занятие из 35 человек пришли уже семь. Мы до сих пор дружим. Во время учебы я увлеклась театром и даже начала играть в спектаклях. Диплом решила готовить о русской театральной школе, получила стипендию и отправилась на полгода в Петербург. Каждый вечер после занятий я отправлялась в театр. Совершенно ничего не понимала! Потом узнала, где находится Академия театрального искусства и пошла туда. Кое-как мне удалось объяснить охранникам, что пишу работу и хочу посещать занятия по мастерству. В итоге мне сделали программу, и я поняла, как там учатся. Разобраться было очень сложно — одно дело изучать язык, другое — попасть в среду.
— И вот так задержались на десять лет?
—Нет. Я вернулась в Италию, окончила университет и пошла работать. Делала переводы, была школьной учительницей английского. В какой-то момент нужно было зарабатывать, и я устроилась официанткой. А потом поняла, что раз театр так нравится, нужно попробовать еще раз, и решила поехать на год в ту самую Академию театрального искусства в Санкт-Петербург. Мама и папа немного не поняли, с чего я вдруг собралась в Россию. Но я им сказала, что лишний год практики языка уж точно не помешает. Прошел первый курс, второй. А потом родители сказали, что второе высшее образование совсем не плохо. В Петербурге все сложилось хорошо. Так совпало, что в конце учебы Петр Наумович набирал группу стажеров, и я решила попробовать.
— А это вы узнали о наборе или он сам вас пригласил?
— Я узнала. Вообще, про Москву я даже и не думала никогда — поехать сюда, чтобы начать все с начала как-то было странно. Думала, сложится что-то — останусь, нет — вернусь в Италию. Но когда стало ясно, что набор именно здесь, решила проверить смогу ли это сделать. Когда наступил третий тур, мои родители в Италии поняли, что дело зашло слишком далеко. А я тем временем поняла — если, что должно случиться, то так тому и быть.
— И как вам в Москве?
— Первые два года было очень тяжело. Сейчас чуть поспокойнее. Было очень мало времени, чтобы понять, где нахожусь. Потому что все время проводила в театре. Сейчас я немного узнала Москву. Стала легче принимать и огромные улицы, и толпу в метро. Раньше каждый раз дорога до работы становилась какой-то борьбой. Теперь есть театр, где я чувствую себя защищенной. И есть круг людей, с которыми я общаюсь.
— Кстати, опыт работы в школе помог в театре? В какую программку не заглянешь — везде «Моника Санторо занималась итальянским», «Моника Санторо ставила музыкальные номера»
— Мама говорила: «Все пригодится, не бросай ничего!». Благодаря ей я окончила университет, хотя уже вовсю увлекалась театром. С детства меня учили приспосабливаться к новым людям, новым ситуациям. Можно придумать себя заново. Я рада, что здесь все пригодилось. Даже те три звука, которые могу извлечь на трубе.
— А где сейчас труба?
— Труба готовится к спектаклю.
— Юлия Михеева (театральный художник-прим. ред) рассказывала, что у вас был какой-то совместный концерт. Вы давно занимаетесь музыкой?
— Мой папа — трубач. У нас в городе был городской ансамбль, где я играла с детства на флейте. А с Юлей мы, действительно, выступали недавно. У нее есть своя группа, и мы разучили неаполитанскую песню.
— Планируете оставаться в России?
— Я не загадываю! Перестала планировать надолго и иду маленькими шагами к маленьким целям.
Последние статьи о театре- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова, ««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова., «Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман», «Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко, «Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии», Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко», Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипноза, Александра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Однажды он любил, Аглая Смирнова, «Российская газета», 5.04.2012
- Тургенев и Островский школы Петра Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Все краски акварели, Валерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- Павел Баршак: «После Игры мне стали предлагать роли негодяев…», Нонна Алиева, «Кино-Театр.РУ», 1.03.2012
- Актриса «Шапито», Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 16.02.2012
- Театральный фестиваль имени Володина: Такие разные «Вечера», Марианна Ухорская, «http://peterburg2.ru», 14.02.2012
- Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь Володина, Борис Тух, «http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012
- «Пять вечеров»: импрессия, Дарья Коротаева, «Газета Володинского фестиваля», 10.02.2012
- Кого любить, кому поверить?, Ольга Игнатюк, «Москвичка», 2.02.2012
- Культурная революция!, 29.01.2012
- Андрей Воробьев: Искусство ради людей, Игорь Казаков, «http://mger2020.ru/», 27.01.2012
- Русская итальянка, Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 26.01.2012
- Цензура попеняла форму, Евгений Ткачев, «Южноуральская панорама», 26.01.2012
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |