In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Борис Тух
«http://www.stolitsa.ee», 13.02.2012

Трижды «Пять вечеров» и «Хлопнем!» на снегу в честь Володина

Фестиваль этот на первый взгляд кажется скромным. Держится он в первую очередь на несокрушимом энтузиазме блистательного режиссера и театрального педагога, руководителя Центра им. Мейерхольда Виктора Рыжакова (того самого, который поставил володинские же «С любимыми не расставайтесь» в Русском театре) и самого яркого театрального критика Петербурга, а может и России, Марины Дмитревской.

Но ведь сам Александр Моисеевич Володин был человеком скромным и очень щепетильным в знакомствах: «Не могу напиться с неприятными людьми!» — говорил он. И на володинских фуршетах (первый тост всегда за Александра Моисеевича!) были только приятные люди, которых угощали по-володински: горячей картошкой, селедочкой, капустой, солеными огурчиками, а однажды даже бычками в томате…

Возможно, в том, что именно Таллинн стал первым участником из ближнего зарубежья, есть символическое значение. У Володина есть стихотворение:

В Таллинне
Порабощенная страна.
Я не сановный, не чиновный,
но перед ней уже виновный,
хоть это не моя вина.
Наносят мелкие обиды.
Что делать, им стократ больней.
Терплю, не подавая вида,
за грех империи моей.

Написано в начале 1980-х; писатель приезжал на премьеру «Яшерицы» в Русском театрe; «Похитителя» играл Александр Ивашкевич, сегодня — Ильин в «Пяти вечерах». Как настоящий русский интеллигент, то есть человек с очень чуткой совестью, Володин мучительно переживал тогдашнюю несправедливость. Не знаю, что сказал бы он, глядя на то, как бывшие порабощенные (в рабский свой период, скажем, ответственные работники Тартуского райкома КПЭ), освободившись, но сохранив подлую рабскую психологию, наносят обиды — и уже не мелкие — тем, на ком проще всего выместить свое прошлое унижение?
Впрочем, догадываюсь. Незадолго до смерти он в стихах мечтал о подлинной свободе:
От левых, которым вчера можно было всё,
И от правых, которым почти все можно сегодня.

У Шекспира та же мысль выражена жестче: «Чума на оба ваших дома!»

<...>

Уроки Мастера

В прямом смысле — это режиссерская лаборатория под руководством Виктора Рыжакова и Дмитрия Егорова: молодые московские режиссеры с молодыми питерскими актерами ставили за три дня получасовые эскизы по володинским пьесам. В переносном — спектакли Виктора Рыжакова и Льва Додина.

Рыжаков, поставив «Пять вечеров» в Мастерской П. Фоменко, освободил спектакль от примет времени, превратив его в некую вечную историю любви. Он уверил себя, что пьесу Володина можно извлечь из обстоятельств места и времени и лишить терпкого запаха эпохи, ибо эпохи приходят и уходят, а чувства — они на все времена. На сцене действуют души героев, но действуют исключительно через очень интенсивные физические действия. 

Манерность Полины Агуреевой, ее типичная для фоменковских барышень утонченность, не свойственная сегодняшнему дню, в спектакле шаржируется, интонации то ломки, то напевны, ее Тамара гротескна, нежная красота актрисы скрыта жуткой прической типа халы (кто постарше — вспомнит!), Тамара ходит как-то неуверенно, бочком, семенит, словно извиняясь за свое существование. Абсолютно принять этот спектакль трудно. Восхититься фантазии и мастерству режиссера и актеров — легко!

И театр совершенно иной природы, глубоко психологичный, и вместе с тем легкий, касающийся заветных струн души почти невесомыми прикосновениями искусных пальцев — «Портрет с дождем» в Малом драматическом — Театре Европы, сценическая композиция и постановка Льва Додина по мотивам киносценария Володина, переплетение судеб, характеров, маленьких трагедий повседневности и в центре почти что юродивая (или почти что святая) женщина Клавдия (Татьяна Шестакова).

Тонкую и горькую володинскую мелодраму здесь рассказывают как поэтическую балладу, герои легко и естественно переходят на чтение володинских стихов, включенных в ткань повествования. 

В этом спектакле есть точные и острые наблюдения за человеком и за его природой, но нет обвинения обществу или советскому строю. Все самое жесткое и жестокое здесь будто смыло дождем и временем, струи дождя действительно льются прямо на сцену из-под колосников. Правящий режим был хуже (или так же плох, как нынешний, но по-другому?), а люди — лучше!


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100