|
Алла Шевелева «Известия», 13.04.2012 Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииВ Мастерской Петра Фоменко есть традиция — каждый актер может подготовить отрывок и показать коллегам на специальном «вечере проб и ошибок». Именно из такой самостоятельной работы родился спектакль «Театральный роман», в котором актер Кирилл Пирогов не только сыграл главную роль, но и дебютировал в качестве режиссера.
Репетиции затянулись почти на полтора года, не обошлось без вмешательства мэтра. По итогу в театральной программке авторами спектакля значатся и мастер, и ученик, хотя режиссерский почерк «Театрального романа» хорошо узнаваем.
Произведение, в котором Булгаков описывал историю своего знакомства с Художественным театром, принято трактовать по-разному. С одной стороны, это памфлет, ироничный портрет сложного внутреннего устройства театрального мира, с другой — невеселая история мытарств творческого человека.
В спектакле Мастерской обе линии существуют параллельно, даже когда пересекаются. Кирилл Пирогов в роли Максудова как тень кружится по огромной темной сцене, освещенной крохотной лампочкой, словно булгаковский Мастер. Редкие гости врываются в мир его грез, как нечистая сила. Они появляются откуда-то из глубины сцены в клубах дыма, под музыку из «Фауста».
Максудов — рассказчик и одновременно главный участник событий романа, существует в спектакле обособленно. Он отстранено наблюдает за той или иной сценой, даже если находится внутри нее. Закулисный мир чарует и манит героя, но Максудов (как и Булгаков), так и не становится «человеком театра».
Знакомые с миром закулисья не понаслышке, участники спектакля создали некий собирательный образ театрального организма с его иерархией, интригами, амбициями и бьющей ключом эмоциональностью. Три поколения учеников Фоменко умудрились из каждой незначительной роли сделать маленький шедевр.
Галина Тюнина изображает секретаршу Немировича-Данченко, оберегающую покой патрона и отстаивающую его интересы с одержимостью жрицы. Олег Нирян играет три роли (издателя Рудольфи, режиссера Ильчина и заместителя директора МХАТ), и в каждой он неузнаваем. Бесподобна Галина Кашковская в образе кокетки Пряхиной, послушной последовательницы «Системы».
К открытиям спектакля можно отнести игру Максима Литовченко, который совместил в роли Станиславского портрет исторического лица и одновременно пародию на наше представление о нем. Младшее поколение театра (не прямые ученики Фоменко) подобной скрупулезностью, к сожалению, не отличилось.
Глядя на структуру постановки, узнаешь Петра Фоменко и в тоже самое время не узнаешь. «Театральный роман» пестрит фирменными приемами режиссера, но они не срабатывают. Парадокс заключается в том, что очарование, ирония и остро-характерная театральность, без которых раньше не обходился ни один спектакль мэтра, в истории про магию сцены начисто отсутствуют.
Новая постановка Мастерской занимает достойное место среди последних работ мастера. Приходится признать, что легкое дыхание жизни, упоение счастьем перестали интересовать Фоменко уже в «Бесприданнице». В поздних работах появилась та самая меланхолия, из-за которой неизлечимо больной Максудов кинулся с Цепного моста.
Впрочем, в спектакле Фоменко герой просто покидает сцену, растаяв в театральном дыму. А на прощание поворачивается к зрителям и задумчиво бормочет первые строчки своего нового сочинения о Понтии Пилате.
Последние статьи о театре- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко», Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедия, Ольга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковски, Наталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолии, Алла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля крови, Марина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстям, Елена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка года, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без яда, Дина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробности, Григорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого Cтаниславского, Вера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовь, Глеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдот, Николай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать», Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова, ««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» дает премьеру постановки по «Театральному роману» Михаила Булгакова., «Телекампания НТВ / Новости», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман», «Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко, «Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии», Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко», Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипноза, Александра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |