|
Анастасия Плешакова «Комсомольская правда», 17.04.2012 Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАктер Кирилл Пирогов поставил в «Мастерской Петра Фоменко» спектакль «Театральный роман»Года полтора назад, на «вечере проб и ошибок», где актеры показывают самостоятельные работы своему худруку Петру Фоменко, Кирилл Пирогов предъявил этюд из булгаковского «Театрального романа». Петру Наумовичу его этюд понравился, и он дал добро продолжить репетиции. В итоге родился спектакль, который начал Пирогов, а довел до ума уже Фоменко. Оба они значатся «авторами спектакля». Кирилл играет еще и главную роль — молодого литератора Максудова.
Зачем нужны эти подробности театральной кухни? Так театральная кухня и есть главная героиня спектакля.
Факт биографии Михаила Булгакова — сотрудничество писателя с Московским художественным театром — стал для писателя поводом, чтобы написать ироничный «Театральный роман». Пародировал он тогдашний МХАТ и его отцов-основателей, Станиславского и Немировича-Данченко (в спектакле они спрятаны под именами директоров Независимого театра — Ивана Васильевича и Аристарха Платоновича). И хотя дело это давнее (знакомство Булгакова со МХАТом состоялось во время постановки «Дней Турбиных», в спектакле эта пьеса называется «Черный снег») и обиды вместе с героями той истории давно умерли, но автобиографическое повествование оказалось и к месту, и ко времени. Да и просто оно очень смешно.
Из люка на сцену, словно с того света, выплывает старый ипохондрик и маразматик — директор театра Иван Васильевич (его играет Максим Литовченко). Он восседает на диване, обернутый в клетчатый плед. «Простуды не чувствуете? А здоровье вашего батюшки как? — спрашивает он у Максудова; выясняется, что батюшка у того умер. — Ужасно. Кто лечил? Нужно было обратиться к профессору Плетушкову, тогда бы ничего не было. А еще лучше… гомеопаты».
Булгаковский текст сохранен, и зрители, особенно те, кто не читал роман, просто хохочут над его репризами весь спектакль. У более искушенных происходящее на сцене навеяло более сложные ассоциации. Спектакль у фоменок получился не столько об истории МХАТа, сколько о кризисе театра вообще.
«Я был свидетелем крушения, агонии старого МХАТа. Чтобы его спасти, туда был назначен Олег Ефремов», — после спектакля делился со мной своими впечатлениями драматург Эдвард Радзинский. А прошлым летом, припомнила я к слову, все мы стали свидетелями крушения в Театре на Таганке. И Театр им. Маяковского — до того, как туда был назначен Карбаускис, — был на грани крушения.
Случайно это или так задумал режиссер, но нынешняя премьера совпала по времени с началом действия в «Театральном романе». Конец зиме, холоду и вьюгам, наступает долгожданный апрель… Прямо как у нас за окном. По-моему, и в этом совпадении читается намек: действие на сцене имеет к дню сегодняшнему прямое отношение. Интриги и склоки, борьба самолюбий, писатели-завистники, безумные режиссеры, конфликт «отцов и детей», основоположников, «середняков» и «талантливой молодежи» — все из сегодняшней театральной и нетеатральной жизни. Повадки повелительницы приемной Аристарха Платоновича — Поликсены Торопецкой — актриса Галина Тюнина наверняка подсмотрела в театральных приемных. Как она крестится на портрет своего начальника (Немировича-Данченко), как прикладывается рукой к этой иконе!
Придирчивый зритель, возможно, посетует, что из спектакля убежала важная сцена репетиции, которая должна убедить автора, а вместе с ним и зрителя — легендарная теория (система Станиславского) затрещит по швам, едва актриса изобразит плач угнетенного и обиженного так, что спятит кот и раздерет занавеску. Начало спектакля, может быть, слегка затянуто — но пролог и в булгаковском романе смущал критиков. Но «Театральный роман» удался, а как ему дышится, покажет время.
Последние статьи о театре- В тени меланхолии, Алена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман», Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр Фоменко, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до Маргариты, Елена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театра, Мария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с Булгаковым, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический роман, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко», Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедия, Ольга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковски, Наталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолии, Алла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля крови, Марина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстям, Елена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка года, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без яда, Дина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробности, Григорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого Cтаниславского, Вера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовь, Глеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдот, Николай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Хочу делать только то, что не знаю, как сделать», Светлана Полякова, «Новые Известия», 10.04.2012
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |