In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Роман Должанский
«Коммерсант», 24.04.2012

«Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»

С собой, МХАТом и Булгаковым

В программке «Театрального романа» указано: «Авторы спектакля — Петр Фоменко, Кирилл Пирогов». Только самые наивные зрители могут поверить в то, что основатель любимой народом мастерской, небожитель и великий мастер, вдруг в один прекрасный день уселся за режиссерский столик вдвоем с актером и они принялись сочинять новый спектакль. Все театральные люди знают, как это бывает: ставит второй, а потом, когда нужно довести дело до ума, приходит первый и придает спектаклю, скажем так, потребительские качества. В сущности, можно было бы и не акцентировать на строчке внимание, но в данном случае постановочная коллизия имеет непосредственное отношение к булгаковскому «Театральному роману», напоминающему, что репертуарный театр — место загадочное и жестокое, где возвышенное и обыденное срослись между собой, где сталкиваются человеческие самолюбия, а прекрасное незаметно становится ужасным.

Ни для кого не секрет, что описанный Булгаковым в едко-сатирических красках Независимый театр — это советский МХАТ и что у каждого из персонажей романа есть реальные прототипы (наверняка приложившие руку к тому, чтобы роман долго не публиковался). С другой стороны, мир, описанный Булгаковым, можно без труда спроецировать и на саму «Мастерскую Петра Фоменко»: она тоже занимает особое место на театральной карте, в ней тоже есть непререкаемый авторитет — Учитель, есть актеры первого призыва, то есть основоположники, есть ученики моложе и еще моложе, есть разные попутчики и примкнувшие. Но вряд ли стоило ожидать, что «Мастерская», театр не просто приятный, а приятный во всех отношениях, вдруг займется осмеянием самого себя и сознательной самопародией. Так и получилось, в новом «Театральном романе» всего по чуть-чуть: немножко про МХАТ, совсем немножко про самих себя, слегка про судьбу Михаила Булгакова. Ну а о настоящих побудительных мотивах очередной работы пусть, как говорится, гадает кто-нибудь другой.

Спектакль начинается с музыки Ильи Саца к мхатовской «Синей птице» и поначалу задает всему «Театральному роману» этакое сказочное настроение: окаменевшая группа литераторов оживает, потом персонажи выходят на сцену на слегка пружинящих ногах, будто хоровод из знаменитой волшебной истории. Писатель Максудов, которого играет инициатор постановки Кирилл Пирогов, в загадочную сказку, судя по всему, вовсе не стремится: нервный и одинокий литератор, в котором по нескольким фразам легко опознать Михаила Булгакова, он ищет не встреч с чудаковатыми незнакомцами, а подлинного вдохновения, даже полузонтик в виде суфлерской будки цепляет себе за спину, как ангельские крылья. Но все у него получается как-то понарошку, даже попытка самоубийства. Вообще первый акт спектакля распадается на симпатичные этюды: событий на сцене вроде бы совершается много, но зрительный зал, кажется, полудремлет, впрочем, вполне благосклонно полудремлет. Немало оживляет обстановку лишь появление Мадлен Джабраиловой и Галины Тюниной в ролях секретарш Ивана Васильевича (Станиславский) и Аристарха Платоновича (Немирович-Данченко) соответственно: каждая сидит у задернутого шторками портрета своего хозяина.

Зато во втором акте публику ожидают две действительно очень смешные и отлично сыгранные сцены. Первая — аудиенция у Ивана Васильевича: выезжающий из-под сцены, точно из преисподней, Станиславский Максима Литовченко почти не двигается во время всего разговора и оказывается каким-то полузамороженным реликтом, пугливым и далеким от реальности. Вторая — заседание совета основоположников: одетые в белые костюмы и красиво рассаженные корифеи Независимого театра появляются за театральным занавесом под торжественную музыку. Обсуждение пьесы Максудова заканчивается тем, что основоположники просто коченеют, превращаются в кукол, к счастью, очень подвижных и податливых, так что Бомбардов, объясняя Максудову истинные мотивы поведения присутствовавших, устраивает целое кукольное представление, манипулируя телами великих. Но писателю не до развлечений. В спектакле «фоменок» нет последних строк «Театрального романа» — лирический герой не иссушен любовью к сцене, он убегает прочь, потому что в нем уже зреют строки романа «Мастер и Маргарита». Театр — преходящая безделица, а вот рукописи не горят.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100