|
Ольга Фукс «Ведомости», 12.05.2012 Внесистемный СтаниславскийИзвестие, что в Мастерской Петра Фоменко поставили «Театральный роман» Булгакова, звучит для для московской публики как рекомендация: надо смотреть. Публика не будет обманута: популярный театр разыграл популярную классику в фирменном стиле
За последнее десятилетие «Театральный роман» ставился в Москве трижды. Юрий Любимов недвусмысленно указывал на время его создания: на пленившем воображение Максудова бутафорском коне восседал Сталин, в преддверии «омхачивания» на сцене красовались гигантские портреты основоположников a la плакатная трехголовая гидра Маркс — Энгельс — Ленин, а из-за портрета Станиславского выглядывал насмерть запуганный человечек Иван Васильевич (Валерий Золотухин). Константин Богомолов (в Театре им. Гоголя) сочинил поверх плотного булгаковского текста массу гэгов, львиная доля которых посвящалась впавшему в маразм, помешанному на собственном величии худруку. Словом, у кого о чем болит «Театральный роман», тот о том и говорит. У «фоменок» он о точке невозврата. За которой живое, изменчивое искусство превращается в мертвую догму. В Мастерской играют историю о том, как уходит молодость, которая казалась вечной, и вот ты уже «основоположник» и молодежь дышит тебе в спину, претендуя на твои роли, вытесняя тебя на обочину. О том, как расходятся пути вчерашних братьев по искусству, превращая в едкий фарс их совместное искусственное «дожитие». Кирилл Пирогов, инициатор затеи и сосед Петра Фоменко в строчке «авторы спектакля», взял на себя самую длинную и опасную роль — писателя Максудова, рефлектирующего наблюдателя, меланхолического Простодушного, который силится постичь законы мира искусства. Его герою приходится весь спектакль балансировать между любопытством и оторопью, надеждой и отчаянием, интеллигентностью и желчью — других красок и действий Булгаков ему не оставил. Остальным актерам достались роли-шаржи, короткие, но яркие, шкатулочной выделки. Обменялись взглядами, как ударами рапиры, секретарши театральных богов Августа Менажраки и Поликсена Торопецкая (Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина). Под арию из «Фауста» соткался из дыма перед Максудовым в петле добрый мефистофель Рудольфи (Олег Нирян). Фома Стриж (Иван Вакуленко) выскочил одетым под Мейерхольда времен революционного Октября. Исполненный достоинства Елагин (Игорь Войнаровский) блеснул знаменитой репликой Добронравова о том, что художественная часть не может вызывать художественное целое. Объясняя Максудову, как работает «самая сложная из машин — театр», Бомбардов (Никита Тюнин) рассаживает в карикатурных позах корифеев, которые только что на худсовете растоптали самолюбие Максудова, после чего окончательно забронзовели и окуклились. Бенефис и вовсе случился у актера, который никогда не бывал на первых ролях. Максим Литовченко в гриме Станиславского, вознесенного подъемником из театральной преисподней, до оторопи похож на классика с его сплавом тишайших манер и убийственных выводов. Авторы спектакля решили отказаться от второй части романа — репетиции «Черного снега» с умело разогретыми театральными скандалами и изнурительным вмешательством КС. На пьесе Максудова здесь поставлен крест, но в голове его уже рождаются строчки про тьму, накрывшую Ершалаим. Ведь искусство, убеждают нас «фоменки» со всем присущим им мастерством, — это та соломинка, за которую можно цепляться бесконечно.
Последние статьи о театре- Сцена стала раем «по Фоме» играем, «Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовь, Елена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счет, Марина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко, «Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок», «Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко», Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мироздания, Светлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театре, Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса», Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лес, Евгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явление, А. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на море, Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!, Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра Фоменко, Любовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный Станиславский, Ольга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигур, Марина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзий, Елена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’, « Журнал Film Sense», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра Фоменко, Ольга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга», Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |