|
«Литературная газета», 11.07.2012
Феномен ФоменкоСложно говорить «отдельно» о Петре Наумовиче Фоменко — без его «фоменок». Они, в них — его ответ, продолжение, прорастание, будущее. В июле 1988-го он набрал первую группу студентов актёрско-режиссёрского факультета в ГИТИСе — с того момента отсчитывает ход времени театр Фоменко, которому в следующем году исполнится четверть века. Но официально статус театра был получен курсом Фоменко в 1993-м. А сегодня костяк «Мастерской» представлен уже четырьмя поколениями — замечательной плеядой актёров и режиссёров.
Скажи мне, кто твой ученик, и я скажу, кто ты: каждый «фоменок» — человек играющий, с непреходящей естественной радостью сотворчества, искренним удовольствием от игры. Это характерное качество студенческого театра принципиально сохранено в профессиональном статусе. «Мастерская» — цех ремесленников, где работают вместе, много и долго. Однако время-то им для становления выпало хаотичное, сумасшедшее, когда ломались и топтались традиции, преемственность, авторитет художника. Вопреки общей тенденции к деструктивному расчленению — «модному веянию» в современном театре - Фоменко последовательно выстраивает соединения, стремится собрать общность, сохранить соратничество, укрепить духовную близость. Не покачнулась под натиском внешних преобразований эта глыбища, насупившись, прищурившись из-под лохматых бровей, внедряясь в искусство и в жизнь цепким остриём смеющихся глаз. Художник воплощал свою, творческую революцию — в каждой постановке, трактовке классической или современной пьесы, в оригинальном прочтении всем известных произведений. При этом оставалась неприкасаемой главная отличительная черта «Мастерской Петра Фоменко» — интеллигентное служение романтическому идеалу, с достоинством, ответственностью, благородством, мудростью. И - благодарный современник-зритель, живущий в том же хаосе, не утратил культурный стержень, обретя в пространстве искусства дарящий свет ориентир.
Всего за годы существования театра поставлено 36 спектаклей, но вне его стен Фоменко создал более 60 — в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Парижа, Вроцлава, Зальцбурга. Прежде чем основать собственный театр, Фоменко прошёл длинный, усеянный шипами и лепестками роз творческий путь, высоко держа планку русского театра. Народный артист России, Командор ордена искусств Франции, трижды лауреат Госпремии РФ, Мастер награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV, III и II степеней, удостоен премий Президента РФ, «Триумф», им. Г. Товстоногова… Но прежде всего Фоменко — Личность в Искусстве.
Здание его театра, словно каравелла с наполненными попутным ветром парусами, пришвартовано к берегу Москвы-реки. Есть дом, и есть путь. Это добрый символ надежды, которая так необходима и в юности, и в зрелости, и в 80 лет…
Доброго Вам здоровья, Пётр Наумович! И продолжайте заражать нас своим оптимизмом и жизнелюбием!
Последние статьи о театре- Сцена стала раем «по Фоме» играем, «Вечерняя Москва», 12.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовь, Елена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Он и есть гамбургский счет, Марина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко, «Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок», «Огонек», 9.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко», Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мироздания, Светлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Роман в театре, Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 15.06.2012
- Одиссея одного «Улисса», Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лес, Евгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явление, А. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на море, Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Драматург, прочь из театра!, Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра Фоменко, Любовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный Станиславский, Ольга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигур, Марина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзий, Елена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Вера Строкова: ‘Хороший язычок или нет, скажите?’, « Журнал Film Sense», 05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра Фоменко, Ольга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга», Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |