|
Григорий Заславский «Независимая газета», 13.09.2012 Проворным аллюром бедных гоголевских героевРецензии на первые представления «Дара», нового спектакля Евгения Каменьковича на Новой сцене «Мастерской Петра Фоменко», выходят в канун сороковин — в понедельник исполнится 40 дней как не стало Петра Наумовича. И вот не знаешь, что и делать: поругать, раз не понравилось, — а он там читает и печалится, а хочется его радовать — мол, мы тут грустим, плохо нам без него, но дело его не засираем, не роняем, все — и актеры, и зрители — его достойны.
А с другой стороны, думаешь и во время спектакля, и после него, — а выпустил бы Фоменко, будь он жив, эту премьеру, не предложил бы отложить, додумать, вдохнуть жизнь в спектакль по Набокову, в котором больше всего не хватает Набокова, его элегантной интеллектуальности или же интеллектуальной элегантности — в общем, того и другого в спектакле нет. Легкость вроде бы в наличии, но эта легкость — какая-то не та, не фоменковская, в ней полетности — нет совсем.
Тяжеловатая конструкция — с железнодорожной стрелкой в центре сцены, от которой расходятся в разные стороны, во все углы трамвайно-железнодорожные пути, и без конца туда-сюда снующие вагонетки «гнут» к земле, не дают забыть о приеме, заданном художником Владимиром Максимовым. «Насыпь железнодорожная — как могила без конца», — стихи не Набокова, совсем не его, да и насыпи в спектакле нет совсем, но мрачность — самая та. Вроде бы и актеры — те же, что год назад сыграли в «Русском человеке на rendez-vous», так легко и с той самой, любимой всеми зрителями «Мастерской…» иронией, не мешающей углубиться в содержание прозы Тургенева, но одновременно позволяющей приподниматься над каждой строчкой, отступать на полшага в сторону и присматриваться к только что сказанному со стороны. А в центре — в роли критика, воображаемой Литературной Необходимости, — Полина Кутепова с выдающимся большим носом, носом, который по наследству перешел к Набокову от Гоголя…
Кутепова в мужском костюме выходит на сцену из глубины, пробираясь сквозь сумрак, сквозь паровозный дым, поднявшийся над сценой. Ноги в брюках видны, а вот лицо появляется не сразу — морок набоковской неопределенности, морок — из гоголевского Петербурга попавший сюда, в эмигрантскую немецкую повседневность. И книги этот критик пробует носом: принюхивается — о, Пушкин, следующую нюхает — Гоголь… Все играют без куража, и сразу видно, как один — как будто бы Тюниной подражает, а другой — как будто бы Пирогову… А с другой стороны, обескураженность их понятна и публике, пришедшей на премьеру. Это была не просто премьера — почти что акция солидарности: мы - с вами, наше театральное счастье мы не забудем, не предадим. ..
Чаплиниада Кутеповой. Но и в ней — недостает чего-то, может быть, иронической ноты, самоиронии, хотя и то, и другое — все качества и умения как раз из ее арсенала. Из какого-то диалога отпечатывается, остается в голове фраза: «поставим на туза воображенья». Тузов воображенья недостает?
Живое участие зала и даже редкие аплодисменты вызвала реплика литератора Александра Яковлевича Чернышевского (Амбарцум Кабанян) про удушенную мысль наших дней, в которые для молодого автора лестно окунуться в эпоху 60-х… Ох, лестно и приятно, да.
Грустно было. Сухой остаток… Весь спектакль проходил в каком-то сухом шелесте слов — эмоций не хватало, точно и не было совсем. Зачем «Дар», почему «Дар»? Вопросы к режиссеру, который, как мало кто в нашем театре, мог продраться к прозрачности прозы Михаила Шишкина, например. Спектакли «фоменок» ныне обречены на эти бессмысленные сравнения, которые выдержать невозможно, нельзя, но вот ведь малость, хотя какая же малость, — в нем, вернее, в спектаклях его, 79-летнего, почти 80-летнего (но!) не-старика всегда была сексуальная подоплека и энергия сексуальной «отравы», а тут — все молодые и режиссер — из их компании, а секса нет совсем. А как без этого в театре?
Последние статьи о театре- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?», Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробки, Ирина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли», Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковины, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародии, Алена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафии, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко», Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра Фоменко, Ольга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутье, Марина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителя, Алла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницы, Елена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутье, Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребления, Анна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…, Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредно, Олег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайный, Марина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на Набокова, Алла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героев, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дар, Николай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко», Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |