|
Ася Иванова «Вечерняя Москва», 16.09.2012 Мастерская Петра Фоменко на перепутье17 сентября — 40 дней, как не стало Петра Наумовича ФоменкоДень поминовения и своеобразный рубеж для театра, ведь, как обещали на сборе труппы, именно после сороковин состоятся выборы нового художественного руководителя Мастерской. И как бы ни призывал директор театра к единодушию и единогласию, как бы не обещал руководитель Департамента поддержать любой выбор, — уже понятно, что просто и «в один голос» не получится. Не будем заглядывать вперед и делать предсказания, но слишком уж отчетливо это состояние «путей и перепутья» отразилось в последней премьере — «Дар» по роману Набокова. Первой премьере сезона и последней из тех, что видел Петр Наумович. Перепутье. Этот образ, словно из тумана, вырастает из клубов театрального дыма в тот самый момент, когда открывается занавес. И появляется «стрелочник» — маленький чаплиновского типа человечек с гоголевским носом, придуманный режиссером Евгением Каменьковичем и заявленный в программке как «Критик и воображаемая Литературная Необходимость» главного героя. Этот странный персонаж, точно и грустно сыгранный Полиной Кутеповой, пройдет через весь спектакль, став чуть ли не единственным его камертоном. Единственным режиссерским решением, призванным хоть как-то удержать на рельсах, разбегающиеся во все стороны, непокорные набоковские строки. Воспоминания, мелкие текущие события, строки стихов Годунова-Чердынцева (главного героя романа) и самого Набокова; как в калейдоскопе, сменяющиеся лица, — все это тонет в сценическом тумане. И тонет в нем главное — дар. Тот самый дар, во имя которого написан роман Набокова. Тот самый дар, которым обладают создатели Мастерской… Премьера приводит (сказала бы «возвращает», но никогда прежде не додумывала эту мысль до конца) к печальным размышлениям. Что мы имеем ввиду, когда говорим: Это настоящий фоменковский спектакль? Что это спектакль Петра Фоменко или что это спектакль «фоменок»? Ингмар Бергман в свое время признавался, что больше всего на свете боится поставить бергмановский фильм. Петр Наумович, кажется, никогда «под Фоменко» не ставил, а вот у «фоменок» такое, увы, случается. Каждая их новая постановка носит на себе такой отчетливый след «фирменного стиля», что за ним перестают различаться голоса авторов. Если в этих спектаклях вдруг «выключить» текст (именно текст — не звук, который тонально тоже будет совпадать), то отличить один от другого будет практически невозможно. Петр Фоменко, обращаясь к Толстому, искал ключик, который сможет открыть именно этот текст; обращаясь к Островскому, находил одному ему присущие интонации и средства театральной выразительности; обращаясь к Пушкину или Чехову, вскрывал глубинные пласты их поэтики. Для одного автора подходило многоголосие и нарочитая театральность; для другого — легкая вязь психологически точно выстроенных отношений; для третьего — скупость и простота выразительных средств. Многие же спектакли «фоменок» из всего этого многообразия средств и приемов выбрали лишь «многоликую» театрализацию прозы, приготовленную по давно опробованному рецепту: не инсценируем, но разыгрываем текст; каждому (кроме самого главного) даем по нескольку ролей; вытаскиваем всю имеющуюся и порой даже отсутствующую театральность, и… выходим на сцену. В результате зритель со временем перестает удивляться. Предчувствие радости постепенно сменяется вежливым уважением. И вот сейчас, стоя на перепутье, театру предстоит решить. Продолжить ли этот путь, который — пройдет совсем немного времени — приведет к зрительской привычке и даже скуке, или же собраться с силами и перевести стрелку. Да, риск, но ведь Петр Наумович никогда его не чурался…
Последние статьи о театре- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?», Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробки, Ирина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли», Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковины, Марина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародии, Алена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафии, Ксения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко», Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- «Пять вечеров» в Мастерской Петра Фоменко, Ольга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 17.09.2012
- Томление на перепутье, Марина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителя, Алла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницы, Елена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутье, Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребления, Анна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…, Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредно, Олег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайный, Марина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на Набокова, Алла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героев, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дар, Николай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко», Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |