|
Яна Жиляева «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012 Фоменковское счастьеVTBrussia.ru транслирует спектакль «Мастерской Петра Фоменко» «Русский человек на rendez-vous»Глупо рассуждать о том, чем же прекрасны фоменки. Каждый любит их за что-то свое, особенное, лично пережитое. Феномен, которому в этом сезоне исполнилось уже двадцать лет, развивается по своим собственным законам, выглядит временами вопиюще несовременным — как, наверное, смотрелся ранний ренессанс среди готики — и хорошеет с годами, как шампанское лучших домов. Однако готовят в «Мастерской» и молодое вино, игристое и пьянящее. Хоть и зелен нынче виноград, но уже второй стажерский курс фоменок под руководством Евгения Каменьковича ставит свой спектакль. С огромным успехом, с аншлагами на старой сцене театра идет «Русский человек на rendez-vous».
Шампанское вместо нашатыря
Присущее фоменкам радостное мировосприятие и способность устойчиво ретранслировать положительный заряд в зал — феномен не просто российского, но и европейского масштаба. Даже весьма мрачный «Триптих» из последних работ за три сезона так разыгрался, что засиял. Сравнение с шампанским лучших домов не совсем случайно. «Волки и овцы», один из первых спектаклей по Островскому (а ведь это уж очень русский драматург, остальному миру неизвестный, в отличие от Чехова, например), был приглашен в Авиньон, где выступления русских театров за всю шестидесятилетнюю историю фестиваля по пальцам можно пересчитать. И вот на суд зрителей представлен очередной опыт фоменковской молодежи. Спектакль бежит смотреть прежде всего верная фоменковская публика, из тех, кто годами стоял в очереди на билеты, ловил все выступления в гостях, на сценах других театров, и правдами и неправдами пробирался в маленький зал. Бежит и ахает. В антракте вместо нашатыря пьет шампанское. Благо буфет у фоменок традиционно замечательный. Курс набран по амплуа. Есть девочка-эльф, невинной прелести чудесный образец, — и зовут ее Серафима Огарева. Сердце екает. А как же Вера Строкова? А как же Роза Шмуклер? А как же… Полина Огуреева? А ведь в этом спектакле блистает еще и Екатерина Смирнова! Как она выучилась такой палитре оттенков, красок и приемов, какой владеет, казалось, одна только Тюнина? А мальчики-то, мальчики! Не такие типажные, как у Сергея Женовача, но интересные, задорные, и видно, что очень еще юные. Изо всех своих сил старается Федор Малышев в главной роли. Но где ж ее, русскую женщину, переплюнуть? И на сцене, и в жизни, и у Тургенева. Критика уже разобрала спектакль по клеточкам, по косточкам, по ролям и персонажам. Уже выяснили, что в основу инсценировки положены «Вешние воды» Тургенева, а заглавие к спектаклю взяли у критической статьи Чернышевского, написанной на другое произведение Тургенева, на «Асю». Впрочем, как известно, при всей общности взглядов и благородстве просветительских идей Тургенев терпеть не мог, когда его произведения разбирали друзья-критики в журнале, издававшемся на его же деньги. После рецензии на «Отцов и детей» он вовсе покинул редколлегию «Отечественных записок». Его можно понять: давай деньги, а потом тебя же за твои деньги прославят на всю Ивановскую. Юные фоменки смотрят на Тургенева и все эти откровения о бездарно промотанной жизни с позиции больше Чернышевской, чем Тургеневской. Хотя Иван Сергеевич и сам к себе был весьма суров. Его резюме в «Асе» — «У счастья не бывает завтрашнего дня» — не менее безжалостно, чем сценография второго акта в спектакле, когда сцена конной прогулки и грехопадения героя решается в воздухе, он и она раскачиваются каждый в своей большой петле.
Отцы и дети
Из истории локальной, даже очень личной — Иван Сергеевич, как все мы знаем из школьной программы, всю жизнь любил певицу Полину Виардо и волочился за ней по свету — вырастает очень горькая драма. И благородный, и бесстрашный, и обаятельный, и образованный русский дворянин не способен ни снискать счастья себе лично, ни осчастливить других. Выходит горькая, ироничная картинка-сатира про безволие и бессилие русского мужчины. Впрочем, от тягостных выводов и убийственной злободневности спасают две вещи. Первая: сам Иван Сергеевич все-таки сделал своего героя, Дмитрия Санина, не совсем уж безнадежным лузером. В финале, постарев, в приступе рефлексии он все же замечает, что состояние свое приумножил и разбогател, то есть не пустил крепостных по миру. Вторая: та самая фоменковская легкость, игривость, этюдность, спетые романсы, обыгранные в крошечном пространстве сцены при минимуме декораций моменты. Пересказывать их - лишать зрителя 90 процентов удовольствия. Ни слова, ни жеста зря, бессмысленно. Все к месту, все с подтекстом, с легкостью, а жестов, слов и песен в спектакле столько, что кажется, это кто-то там сверху щедрой рукой отсыпал каждому талантов. И еще, что очень важно у фоменок: кажется, старики любят актерскую молодежь, как своих детей, принимают их и поддерживают, традиции передают. Репетитором по итальянскому языку в спектакле стала Моника Санторо, итальянская актриса из стажерской группы первого набора. Еще два года назад Монику опекали Галина Тюнина и Мадлен Джабраилова, а сейчас она сама опекает и поддерживает молоденьких стажеров. Благодаря ее усилиям разговорный итальянский у маленьких фоменок такой разговорный и живой, что все, кто хоть раз был в Италии, услышав его, покатываются со смеху. А в буфете, кстати, наливают отличное итальянское просекко.
Последние статьи о театре- Концерт по заветам, Роман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют все, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляши, Глеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринами, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко», Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх», Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросят, Игорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Необычный премьерный спектакль на сцене «Мастерской Фоменко», Людмила Траутмане, «http://gallerix.ru», 20.12.2012
- Танцплощадка народов мира, Николай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободе, Галина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Спектакль без слов покажет «Мастерская Петра Фоменко» во вторник, Наталья Курова, «РИА-новости», 17.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах», «http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дара, Ольга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Фоменковское счастье, Яна Жиляева, «http://vtbrussia.ru», 30.11.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми», Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Джемма на rendez-vous, Петр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 29.11.2012
- Мастерская нужных вещей, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 21.11.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…», Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Плакать 10 раз в месяц, Игорь Вирабов, «Российская газета», 1.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира», Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |