|
Марина Шимадина «Известия», 21.12.2012 В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх»Спектакль Олега Глушкова выглядит как затянутое учебное упражнение по сцендвижениюНеобходимость перемен в «Мастерской П. Фоменко» назрела давно. Петр Наумович сам дал старт реформации, пригласив в свой театр команду чужаков во главе с Виктором Рыжаковым, поставившим «Пять вечеров» Володина в современном, вызывающе «не фоменковском» стиле; и это была главная удача театра за последние годы. Идея танцевальной постановки тоже обсуждалась еще при Фоменко. Благо Олег Глушков — человек почти свой — преподает сцендвижение в РАТИ, в том числе на курсе нынешнего руководителя театра Евгения Каменьковича, да и в «Мастерской» уже работал — над хореографией тех же «Пяти вечеров».
Но риск был двойной: во-первых, логоцентричные «фоменки» никогда не играли пластических спектаклей, а во-вторых, для хореографа Глушкова это тоже был первый опыт большой самостоятельной режиссерской работы. Говорить про тривиальный первый блин комом не хочется, но неуверенность и робость всех участников этого эксперимента очень заметны. Актеры, внезапно оказавшиеся немыми там, где они любили и умели играть интонациями и переливами голоса, чувствуют себя как рыбы, выброшенные на берег. И эта метафора реализуется напрямую: артисты падают на сцену и бьются в конвульсиях в окружении тряпичных игрушечных рыб.
Возможно, рыбья тема в спектакле возникла из-за названия — все-таки речь идет о моряках. Но никаких бравых парней в тельняшках тут нет, как нет и шлюх в привычном нашем представлении. В первой сцене дамы в вуалях и длинных бальных платьях принимают картинные, томные позы, а вокруг них кузнечиками скачут кавалеры в балетных трико. Потом актрисы сменят старинные костюмы на пестрые наряды уличных девок, густо разрисуют щеки и губы, но останутся при этом такими же неприступными. Никакой витальности, сексуальности и хулиганского драйва, которого можно ожидать от «моряков и шлюх», здесь нет.
Спектаклю больше подошло бы название «Паяцы и куклы». Женщины тут похожи на безжизненных марионеток, которыми управляют мужчины-кукловоды. А артисты демонстрируют скорее ученическую прилежность, чем мужскую страсть. Возможно, дело пошло бы лучше, если бы «фоменки» включили свои актерские навыки, свои очаровательные улыбки и богатую мимику, свою лучистую энергию и темперамент — ведь у них это есть, ей-богу. Но все это почему-то заперто на ключ, а исполнители держатся со строгостью «балетных».
И не то что бы им не доставало пластической выразительности — два финальных номера на музыку Вивальди актеры исполнили блестяще. Скорее хореографу не хватило мастерства, чтобы собрать из разрозненных эпизодов спектакль с единой режиссерской мыслью. Там есть замечательные остроумные сценки: танец босых мужских ног, хозяева которых скрыты за перегородкой, венский вальс с рыбами или лихое «Яблочко» в исполнении девушек на высоких каблуках. Но как только кончается ирония и начинаются элегические томительные экзерсисы, действие повисает в безвоздушном пространстве, и зритель начинает задаваться вопросами — что это? К чему? Нет ответа.
Актеры, конечно, проделали грандиозную работу над собой и трудятся на сцене с героической отдачей. Но зачем? Режиссер не поставил перед ними иных задач, кроме освоения чужого языка, нового для них, но отнюдь не новаторского в художественном плане. Поэтому спектакль выглядит как затянутое учебное упражнение по сцендвижению. Лет 20 назад в аудиториях ГИТИСа оно смотрелось бы волшебно. Но сегодня, чтобы выйти на новый уровень, прославленному театру нужны педагоги более высокого класса. Риск, конечно, — дело благородное, но статус лучшего московского театра, как говорится, обязывает.
Последние статьи о театре- «Всё в жертву памяти твоей
», Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
», Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
», Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
», Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
», Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
», Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
», Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
», Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
», Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- «Всё в жертву памяти твоей
», Вера Максимова, «Вопросы театра (вып. XIV)», 2013
- Три этюда о Петре Фоменко, «Театр (№ 10)», 2013
- «Старх берет меня за руку и ведет
», Нинель Шабалина, «Сцена, № 3 (83)», 2013
- Моряки и шлюхи, Алексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветам, Роман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют все, Наталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляши, Глеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринами, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко», Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» станцевали «Моряков и шлюх», Марина Шимадина, «Известия», 21.12.2012
- Поматросят и не бросят, Игорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |