|
Марина Шимадина «Известия», 30.05.2013 В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку»Ученики мастера освоили его стиль, но пока не обрели собственного голоса«Мастерская Петра Фоменко» продолжает проект «Пробы и ошибки», где свои силы проверяет молодое поколение театра. Из таких самостоятельных показов, придуманных Петром Наумовичем лет 10 назад, уже возникли спектакли «Он был титулярный советник», «Как жаль…», «Рыжий».
Идея взять в работу «Египетскую марку» Мандельштама — произведение, трудное даже для чтения, не то что для постановки в театре — тоже принадлежала Петру Фоменко. Решился на этот рискованный шаг стажер «Мастерской», актер Дмитрий Рудков. В программке он и обозначен не режиссером, а «ухватившимся за идею». А руководителем постановки назван нынешний руководитель театра Евгений Каменькович.
В этом дебютном спектакле чувствуется почерк обоих мастеров. От Каменьковича тут пристрастие к сложной, нарочито несценичной литературе, где авторское слово раскладывается на несколько голосов. От Фоменко — построенная по музыкальному принципу композиция с системой повторяющихся лейтмотивов, обаятельными сценками-шутками и поэтическими вставками.
Повесть Мандельштама пролетарские писатели в свое время заклеймили как «эстетскую в самом дурном смысле», поскольку вместо связного рассказа о революционном Петербурге она предлагала обрывки впечатлений, воспоминаний и размышлений, своего рода поэзию в прозе, где лишь пунктирно намечалась фабула о некоем Парноке, мечтательном неудачнике, у которого портной отбирает за неуплату недавно сшитую визитку.
В тексте мелькают ассоциации с гоголевской «Шинелью», пушкинским «Медным всадником», повестями Достоевского. Неудивительно, что Петербург становится одним из главных героев спектакля: по всей длине сцены расставлены знаковые символы города — Медный всадник и Александрийский маяк, миниатюрная решетка Летнего сада, беседки и мосты. А между ними — бутылки, фужеры, старинные кофемолки, шкатулки и прочие безделушки из лавки старьевщика, имеющие ныне одно призвание: обозначать давно прошедшее время.
Но этот «милый Египет вещей», как называл его Мандельштам, в спектакле вдруг оживает. В рукавах развешанных на стене рубах и пальто из ателье старика-портного появляются руки и начинают наигрывать еврейскую мелодию. Толпа, ведущая на самосуд вора, превращается в мрачную процессию летящих под потолком пиджаков. Потом на их месте возникнет ряд окровавленных рубах — наглядный образ мятежного Петербурга, который «объявил себя Нероном и был так мерзок, словно ел похлебку из раздавленных мух».
Исполнитель главной роли Федор Малышев находит очень точный пластический рисунок для своего героя — «человечка в лакированных туфлях, презираемого швейцарами и женщинами», которого в школе дразнили «овцой», «лакированным копытом» и «египетской маркой»: он бегает, сгибаясь на манер вопросительного знака и звонко топоча мысами туфель. У остальных актеров (все они из числа стажеров) партии выстроены попроще, но у каждого есть свой фирменный жест или знак.
В общем, спектакль демонстрирует, что ученики Петра Фоменко отлично усвоили его уроки и успешно переняли стиль «Мастерской». Но если говорить о «пробах и ошибках», стоит уже попробовать и собственный голос.
Последние статьи о театре- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонт, Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг», Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Кто кого любит?, Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- Незавершенный сюжет, Вера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей», Глеб Ситковский, «Театральная афиша», 08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправления, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещей, Галина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!, Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный зал, Анастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко», Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 6.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стиль, Наталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипу, Елена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержки, Елена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепоты, Мария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает», Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича», Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?, Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку», Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» Мандельштама, Глеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Здесь я чувствую себя на месте!», Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |