In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Анна Чужкова
«Культура», 31.05.2013

Чижик-Пыжик, где ты?

В репертуаре «Мастерской Петра Фоменко» появился еще один экспериментальный спектакль — «Египетская марка» по повести Осипа Мандельштама. На суд зрителей вынесли постановку из серии внутритеатральных показов «Пробы и ошибки».

В самостоятельных работах «фоменки» начали упражняться десять лет назад. Из таких опытов выросли «Он был титулярный советник», «Как жаль…», «Носорог» и другие спектакли. Но даже башнесносный Ионеско — цветочки по сравнению с сюрреалистической повестью Мандельштама, сплошь срифмованной из метафор и аллюзий. Инсценировать ее было идеей самого Петра Наумовича. Смелая проба рисковала стать ошибкой. Читать «Египетскую марку» без подготовки — затея сомнительная. Прежде необходимо поинтересоваться, кто такой драгоман, чем отличается мадаполам от шевиота, и вспомнить, что визитка — не только карточка, но и вид сюртука. Это вовсе не повесть о каирском почтальоне. Заморский штемпель из заглавия — лишь иносказание, символ ненужности" С ни на что не годной маркой («при теперешних-то внешних сообщениях!») Мандельштам сравнивает своего героя — робкого интеллигента Парнока (Федор Малышев). Он все еще живет в Петербурге, хотя родной город уже давно стал неспокойным Петроградом, умудряется не заметить Февральскую революцию. И так бы и продолжал год от года преспокойно лысеть на концертах Скрябина, если не вдруг обрушившиеся неприятности. За недоплату в пять рублей портной Мервис (Дмитрий Смирнов) крадет у Парнока визитку и перепродает «беспозвоночную подругу» ротмистру Кржижановскому (Дмитрий Рудков). А тот еще и бесстыже забирает из прачечной рубашку главного героя по квитанции, найденной в кармане сюртука, и приглашает на свидание Ничего Не Подозревающую Даму (Роза Шмуклер), которой Парнок писал признания. Рядом с нахальным ротмистром «князь невезенья» бессилен, как и перед наступающей в грубых военных сапогах эпохой.
Впрочем, отыскать этот сюжет в поэтическом тексте Мандельштама, по крайней мере с первого раза, непросто. Зато на сцене «Мастерской» повесть оживает со всеми эстетскими вывихами: «анфиладами истории и музыки» и кариатидами Эрмитажа, которые обитают где-то среди маленьких картонных арок и ротонд, бесчисленных склянок, выстроившихся рядком вдоль сцены. «С детства он прикреплялся душой ко всему ненужному» — город Парнока выглядит очаровательной кучкой хлама. По игрушечному Петербургу бродит робкой танцующей птичьей походкой дрожащая фигурка Египетской марки. Сутулые плечи и вздернутые бровки — из развязного и беззаботного поэта Годунова-Чердынцева в набоковском «Даре» Федор Малышев прыгнул в роль беззащитного хилого интеллигента, «робкую концертную душонку».
До последней запятой декадентская, изможденная эстетством проза Мандельштама в постановке Дмитрия Рудкова приобретает здоровый румянец и юмор. Непонятное школьное прозвище главного героя жителями мифического Петербурга произносится как действительно обидное «японский городовой!»" а весь кафкианский кошмар разыгрывается под «Чижика-Пыжика». Спектакль получился не только поэтичным, но и музыкальным. «Соловушкой» Чайковского звучат сны Парнока, десятками колокольчиков отзывается явь: в мареве «петербургского инфлюэнцного бреда» отпевают невесть куда пропавшего «последнего египтянина».


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100