In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Глеб Ситковский
«Театральная афиша», 08.2013

Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей»

Андрей Воробьев – директор театра «Мастерская Петра Фоменко» – необычный руководитель. Меньше всего он похож на царственного чиновника, назначенного на должность волевым решением Департамента культуры. В труппе воспринимают Воробьева скорее как верного товарища, прошедшего с театром весь путь с момента его основания в 1993 году. Был помрежем, администратором, а в 2001-м стал директором театра. Сейчас, после смерти Петра Фоменко, театр переживает непростой момент, но сохранилось главное – уникальная атмосфера в труппе. Андрей Воробьев считает, что это поможет театру выстоять.
– Вот уже год театр живет без Петра Фоменко. Наверняка многие планы пришлось скорректировать, от чего-то отказаться. Что нарушила эта смерть?
– Нам не пришлось ни от чего отказываться, мы выпустили в этом сезоне все, о чем договорились раньше с Петром Наумовичем. Но, конечно, эта смерть нарушила самое главное. Мне кажется, театр еще не до конца осознал эту потерю, и горе накроет нас позже – может быть, через год или два. Уходя из жизни, Фоменко оставил театр в таком состоянии, в котором можно прожить еще долго. Ведь что отличает настоящего профессионала? Если вдруг его не стало, остаются люди, способные продолжить его дело. Сохранилась уникальная атмосфера, которую создал Фоменко. Мы по-прежнему чувствуем себя семьей, и это помогло нам пережить этот непростой момент и не погрязнуть в спорах. Когда выбирали Евгения Каменьковича новым художественным руководителем, никто не проголосовал «против», все были «за».
– Чтобы театр оставался живым, Фоменко набирал так называемых стажеров, что обеспечивало приток свежей крови. Но не ведет ли это к тому, что труппа постепенно разбухает?
– Ведет, конечно. Но, с другой стороны, все наши актеры очень востребованы, ведь у нас огромный репертуар: только на большой сцене играем 17 спектаклей, а есть еще спектакли и в старом здании. В среднем за сезон у нас 450 спектаклей в Москве и 30–40 на гастролях. Но вообще, когда мы проектировали это здание, нас было 80 человек, а сегодня около 400, если считать весь персонал.
– Ничего себе прирост! Получается, за пять лет вы выросли в пять раз?
– Получается, что так.
– Это плохо или хорошо?
– Мне кажется, хорошо. Наши показатели улучшились. И если залы полны, билеты продаются, а новые спектакли, даже если не становятся шедеврами, не характеризуются как откровенные провалы, то мы на правильном пути.
– Но ведь теснота?
– Да, уже тесно. Не хватает репетиционных пространств. Конечно, я бы не отказался еще от одного здания. Но боюсь, что ничего дополнительного ждать не приходится. Пока что компенсируем недостаток площадок гастролями. Часть труппы уезжает на гастроли, а другая часть играет в этот момент спектакли в Москве.
– Чем будет отмечена годовщина со дня смерти Фоменко? Одним из важных жестов, как я понимаю, стало предложение Валерия Шадрина показать спектакли Петра Наумовича и его учеников на Чеховском фестивале в специальной программе?
– Мы бы и так помянули Петра Наумовича в конце сезона, сыграв все спектакли, которые были им созданы. Но Валерий Иванович предложил посвятить российскую программу Чеховского фестиваля памяти Фоменко, и, конечно, мы с радостью откликнулись. Кроме того, мы делаем в зрительском фойе выставку, посвященную памяти Петра Наумовича. Там будет много фотографий и, может быть, какие-то его личные вещи. Я сегодня был на могиле Фоменко – она такая деревенская, простая, вся покрыта травкой. Может, уже осенью поставим на ней памятник – мы придумали его вместе с архитектором Сергеем Гнедовским. Жена Петра Наумовича и наши основоположники приняли участие в обсуждении проекта: работа серьезная и очень ответственная, мы продолжаем обсуждать и что-то корректируем. Не ставим перед собой никаких сроков, здесь спешить некуда.
– Вы сказали, что театр Фоменко – большая семья, а я вспомнил про уникальную особенность вашего закулисья: актеры могут бесплатно кормиться в буфете. Как вы этого добились?
– Не только артисты, а все сотрудники театра. Кажется, мы первые, кто реализовал эту идею, – других таких театров, наверное, и нет. На самом деле это очень просто сделать. Сначала удалось найти немножко спонсорских средств и мы организовали какое-то примитивное питание: бесплатный суп, каша, чай. Позже запросили у московского департамента финансов право организовать театральный буфет, получили разрешение – и создали внебюджетные ставки. Набрали поваров, буфетчиков, кондитеров, и у нас появилось два буфета – зрительский и театральный. На средства, полученные от работы зрительского буфета, содержим весь внебюджетный персонал, покупаем продукты, бесплатно кормим всех сотрудников. И еще небольшая прибыль от буфета достается театру.
– А кто придумал кормить коллег бесплатно – вы или Фоменко?
– Идея моя, но Петр Наумович ее очень активно поддержал. Он все время вспоминал слова Ивана Васильевича из «Театрального романа» о буфетчике, который «в самое отчаянное время весь театр поголовно осетриной спас от голоду».
– Вспоминается знаменитый «Театр дю Солей» Арианы Мнушкиной, где живут почти коммуной. Совместная трапеза актеров и зрителей – это для Мнушкиной важный ритуал. Правда, там актеры еще сами же и готовят еду.
– Да, сами готовят, а потом вместе едят за большими столами. В театре Мнушкиной монастырский подход, у нас же все чуть проще. Каждый сотрудник театра может прийти в любое время с двух часов до окончания последнего антракта в буфет и съесть любое количество еды. У нас нет понятия «комплексный обед». Просто если мы говорим, что театр – это семья, то у любой семьи есть свои кухня и холодильник. Можешь в любое время порыться в холодильнике и достать оттуда то, что хочешь. Впрочем, работа и еда – не единственное, чем мы занимаемся вместе. Мы часто большими компаниями ходим в другие театры, на выставки, вместе отдыхаем на природе. У нас есть несколько общетеатральных праздников, которые мы отмечаем всем театром.
– Чем еще ваш театр отличается от других?
– Стараемся идти по пути передовых технологий во всем. Думаю, мы единственный театр, где в штате есть человек, отвечающий за экологическую безопасность. У нас дифференцируются отходы: отдельно макулатура, отдельно пластик, отдельно металл, отдельно стекло. Не забываем об отслуживших батарейках и аккумуляторах – ничего просто так не выбрасывается. Прямо в театре установили специальный пресс, который сдавливает разделенный мусор. Потом передаем специальным организациям все эти утилизированные отходы и еще получаем за это какие-то деньги. Они не огромные, не играют существенной роли в экономике театра, но осознание того, что мы не засоряем планету, очень нас всех радует.
– Многие театры сейчас стонут от уродливой системы тендеров. Как у вас с этим?
– С этим очень трудно бороться. Правда, театрам удалось внести поправки в 94-й федеральный закон, который касается создания новых спектаклей. Благодаря этому заказы на пошив костюмов или создание декораций мы теперь имеем право размещать без конкурса. Что же касается других заказов… Вот, например, у меня была отвратительная история, когда я с трудом выбил 2 млн рублей на покупку радиооборудования. Провели конкурс, и выиграла его какая-то компания с Урала. Мы перечислили им 0,5 млн рублей в качестве предоплаты, и компания пропала. Пришлось возвращать оставшиеся 1,5 млн в бюджет. Мы, естественно, написали в прокуратуру, но в результате у театра нет ни денег, ни оборудования. Или другой пример: пять лет наш театр охраняла одна организация. В этом году выигрывает другое ЧОП. Денег оно запросило больше, чем старое ЧОП, но по качеству предоставляемых услуг оно выиграло несколько единиц. В результате старое ЧОП увольняет своих сотрудников, а новое всех этих уволенных охранников принимает к себе на работу. Называется, поменяли шило на мыло. И где правда? Денег заплатили больше, а охранники остались те же самые. Этот закон, безусловно, важен и нужен нашей стране, только он нуждается в серьезных изменениях, более детальной проработке и качественном исполнении. Здесь авторам и правительству не мешало бы проконсультироваться с теми, кто выполняет государственное задание за бюджетные средства, чтобы закон не мешал, а помогал выполнять работу качественно и в срок.
– Театру в этом году исполняется 20 лет, но, говорят, у вас есть официальный, летний, день рождения и неофициальный, зимний. Как так получилось?
– Вообще-то постановление правительства Москвы о создании «Мастерской Петра Фоменко» было подписано в августе 1993 года, но мы никогда эту дату не праздновали. Настоящий день рождения нашего театра 13 января. Так повелось с 1997-го или 1998 года. Нам отдали бывший кинотеатр «Киев». Его довольно уверенно и быстро разрушили, а потом начался долгострой, потому что денег не хватало, и в какой-то момент от отчаяния мы решили собраться и выпить прямо в «Киеве». Был Старый Новый год, я поехал в типографию и купил рулоны бумаги. Застелили всю эту цементную пыль и грязь рулонами бумаги, смочили пол водичкой, чтобы пыль не поднималась, а на кирпичах положили доски и разложили какую-то нехитрую закуску – вареную колбасу, шпроты и так далее. И позвали лучших друзей. Пришло много народу – даже Егор Владимирович Яковлев, который тогда еще был жив. А потом Петр Наумович предложил: а пускай 13 января будет днем рождения нашего театра. Теперь всегда собираемся на Старый Новый год и обязательно устраиваем грандиозный капустник. 
– Получается, 20-летие вы будете отмечать 13 января 2014 года?
– Ну, конечно. Надеемся, что придут добрые люди, которые связаны с нами на протяжении многих лет. Еще хотим выпустить к юбилею большую книжку. Она будет состоять из двух томов, и в нее войдут статьи критиков, которые на протяжении этих 20 лет писали о нашем театре.

Статья «По-прежнему чувствуем себя семьей» взята с сайта «Театральная афиша» — www.teatr.ru


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100