|
Глеб Ситковский «Театральная афиша», 08.2013 Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей»Андрей Воробьев – директор театра «Мастерская Петра Фоменко» – необычный руководитель. Меньше всего он похож на царственного чиновника, назначенного на должность волевым решением Департамента культуры. В труппе воспринимают Воробьева скорее как верного товарища, прошедшего с театром весь путь с момента его основания в 1993 году. Был помрежем, администратором, а в 2001-м стал директором театра. Сейчас, после смерти Петра Фоменко, театр переживает непростой момент, но сохранилось главное – уникальная атмосфера в труппе. Андрей Воробьев считает, что это поможет театру выстоять. – Вот уже год театр живет без Петра Фоменко. Наверняка многие планы пришлось скорректировать, от чего-то отказаться. Что нарушила эта смерть? – Нам не пришлось ни от чего отказываться, мы выпустили в этом сезоне все, о чем договорились раньше с Петром Наумовичем. Но, конечно, эта смерть нарушила самое главное. Мне кажется, театр еще не до конца осознал эту потерю, и горе накроет нас позже – может быть, через год или два. Уходя из жизни, Фоменко оставил театр в таком состоянии, в котором можно прожить еще долго. Ведь что отличает настоящего профессионала? Если вдруг его не стало, остаются люди, способные продолжить его дело. Сохранилась уникальная атмосфера, которую создал Фоменко. Мы по-прежнему чувствуем себя семьей, и это помогло нам пережить этот непростой момент и не погрязнуть в спорах. Когда выбирали Евгения Каменьковича новым художественным руководителем, никто не проголосовал «против», все были «за». – Чтобы театр оставался живым, Фоменко набирал так называемых стажеров, что обеспечивало приток свежей крови. Но не ведет ли это к тому, что труппа постепенно разбухает? – Ведет, конечно. Но, с другой стороны, все наши актеры очень востребованы, ведь у нас огромный репертуар: только на большой сцене играем 17 спектаклей, а есть еще спектакли и в старом здании. В среднем за сезон у нас 450 спектаклей в Москве и 30–40 на гастролях. Но вообще, когда мы проектировали это здание, нас было 80 человек, а сегодня около 400, если считать весь персонал. – Ничего себе прирост! Получается, за пять лет вы выросли в пять раз? – Получается, что так. – Это плохо или хорошо? – Мне кажется, хорошо. Наши показатели улучшились. И если залы полны, билеты продаются, а новые спектакли, даже если не становятся шедеврами, не характеризуются как откровенные провалы, то мы на правильном пути. – Но ведь теснота? – Да, уже тесно. Не хватает репетиционных пространств. Конечно, я бы не отказался еще от одного здания. Но боюсь, что ничего дополнительного ждать не приходится. Пока что компенсируем недостаток площадок гастролями. Часть труппы уезжает на гастроли, а другая часть играет в этот момент спектакли в Москве. – Чем будет отмечена годовщина со дня смерти Фоменко? Одним из важных жестов, как я понимаю, стало предложение Валерия Шадрина показать спектакли Петра Наумовича и его учеников на Чеховском фестивале в специальной программе? – Мы бы и так помянули Петра Наумовича в конце сезона, сыграв все спектакли, которые были им созданы. Но Валерий Иванович предложил посвятить российскую программу Чеховского фестиваля памяти Фоменко, и, конечно, мы с радостью откликнулись. Кроме того, мы делаем в зрительском фойе выставку, посвященную памяти Петра Наумовича. Там будет много фотографий и, может быть, какие-то его личные вещи. Я сегодня был на могиле Фоменко – она такая деревенская, простая, вся покрыта травкой. Может, уже осенью поставим на ней памятник – мы придумали его вместе с архитектором Сергеем Гнедовским. Жена Петра Наумовича и наши основоположники приняли участие в обсуждении проекта: работа серьезная и очень ответственная, мы продолжаем обсуждать и что-то корректируем. Не ставим перед собой никаких сроков, здесь спешить некуда. – Вы сказали, что театр Фоменко – большая семья, а я вспомнил про уникальную особенность вашего закулисья: актеры могут бесплатно кормиться в буфете. Как вы этого добились? – Не только артисты, а все сотрудники театра. Кажется, мы первые, кто реализовал эту идею, – других таких театров, наверное, и нет. На самом деле это очень просто сделать. Сначала удалось найти немножко спонсорских средств и мы организовали какое-то примитивное питание: бесплатный суп, каша, чай. Позже запросили у московского департамента финансов право организовать театральный буфет, получили разрешение – и создали внебюджетные ставки. Набрали поваров, буфетчиков, кондитеров, и у нас появилось два буфета – зрительский и театральный. На средства, полученные от работы зрительского буфета, содержим весь внебюджетный персонал, покупаем продукты, бесплатно кормим всех сотрудников. И еще небольшая прибыль от буфета достается театру. – А кто придумал кормить коллег бесплатно – вы или Фоменко? – Идея моя, но Петр Наумович ее очень активно поддержал. Он все время вспоминал слова Ивана Васильевича из «Театрального романа» о буфетчике, который «в самое отчаянное время весь театр поголовно осетриной спас от голоду». – Вспоминается знаменитый «Театр дю Солей» Арианы Мнушкиной, где живут почти коммуной. Совместная трапеза актеров и зрителей – это для Мнушкиной важный ритуал. Правда, там актеры еще сами же и готовят еду. – Да, сами готовят, а потом вместе едят за большими столами. В театре Мнушкиной монастырский подход, у нас же все чуть проще. Каждый сотрудник театра может прийти в любое время с двух часов до окончания последнего антракта в буфет и съесть любое количество еды. У нас нет понятия «комплексный обед». Просто если мы говорим, что театр – это семья, то у любой семьи есть свои кухня и холодильник. Можешь в любое время порыться в холодильнике и достать оттуда то, что хочешь. Впрочем, работа и еда – не единственное, чем мы занимаемся вместе. Мы часто большими компаниями ходим в другие театры, на выставки, вместе отдыхаем на природе. У нас есть несколько общетеатральных праздников, которые мы отмечаем всем театром. – Чем еще ваш театр отличается от других? – Стараемся идти по пути передовых технологий во всем. Думаю, мы единственный театр, где в штате есть человек, отвечающий за экологическую безопасность. У нас дифференцируются отходы: отдельно макулатура, отдельно пластик, отдельно металл, отдельно стекло. Не забываем об отслуживших батарейках и аккумуляторах – ничего просто так не выбрасывается. Прямо в театре установили специальный пресс, который сдавливает разделенный мусор. Потом передаем специальным организациям все эти утилизированные отходы и еще получаем за это какие-то деньги. Они не огромные, не играют существенной роли в экономике театра, но осознание того, что мы не засоряем планету, очень нас всех радует. – Многие театры сейчас стонут от уродливой системы тендеров. Как у вас с этим? – С этим очень трудно бороться. Правда, театрам удалось внести поправки в 94-й федеральный закон, который касается создания новых спектаклей. Благодаря этому заказы на пошив костюмов или создание декораций мы теперь имеем право размещать без конкурса. Что же касается других заказов… Вот, например, у меня была отвратительная история, когда я с трудом выбил 2 млн рублей на покупку радиооборудования. Провели конкурс, и выиграла его какая-то компания с Урала. Мы перечислили им 0,5 млн рублей в качестве предоплаты, и компания пропала. Пришлось возвращать оставшиеся 1,5 млн в бюджет. Мы, естественно, написали в прокуратуру, но в результате у театра нет ни денег, ни оборудования. Или другой пример: пять лет наш театр охраняла одна организация. В этом году выигрывает другое ЧОП. Денег оно запросило больше, чем старое ЧОП, но по качеству предоставляемых услуг оно выиграло несколько единиц. В результате старое ЧОП увольняет своих сотрудников, а новое всех этих уволенных охранников принимает к себе на работу. Называется, поменяли шило на мыло. И где правда? Денег заплатили больше, а охранники остались те же самые. Этот закон, безусловно, важен и нужен нашей стране, только он нуждается в серьезных изменениях, более детальной проработке и качественном исполнении. Здесь авторам и правительству не мешало бы проконсультироваться с теми, кто выполняет государственное задание за бюджетные средства, чтобы закон не мешал, а помогал выполнять работу качественно и в срок. – Театру в этом году исполняется 20 лет, но, говорят, у вас есть официальный, летний, день рождения и неофициальный, зимний. Как так получилось? – Вообще-то постановление правительства Москвы о создании «Мастерской Петра Фоменко» было подписано в августе 1993 года, но мы никогда эту дату не праздновали. Настоящий день рождения нашего театра 13 января. Так повелось с 1997-го или 1998 года. Нам отдали бывший кинотеатр «Киев». Его довольно уверенно и быстро разрушили, а потом начался долгострой, потому что денег не хватало, и в какой-то момент от отчаяния мы решили собраться и выпить прямо в «Киеве». Был Старый Новый год, я поехал в типографию и купил рулоны бумаги. Застелили всю эту цементную пыль и грязь рулонами бумаги, смочили пол водичкой, чтобы пыль не поднималась, а на кирпичах положили доски и разложили какую-то нехитрую закуску – вареную колбасу, шпроты и так далее. И позвали лучших друзей. Пришло много народу – даже Егор Владимирович Яковлев, который тогда еще был жив. А потом Петр Наумович предложил: а пускай 13 января будет днем рождения нашего театра. Теперь всегда собираемся на Старый Новый год и обязательно устраиваем грандиозный капустник. – Получается, 20-летие вы будете отмечать 13 января 2014 года? – Ну, конечно. Надеемся, что придут добрые люди, которые связаны с нами на протяжении многих лет. Еще хотим выпустить к юбилею большую книжку. Она будет состоять из двух томов, и в нее войдут статьи критиков, которые на протяжении этих 20 лет писали о нашем театре.
Статья «По-прежнему чувствуем себя семьей» взята с сайта «Театральная афиша» — www.teatr.ru
Последние статьи о театре- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонт, Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг», Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Кто кого любит?, Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- Незавершенный сюжет, Вера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Андрей Воробьев: «По-прежнему чувствуем себя семьей», Глеб Ситковский, «Театральная афиша», 08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправления, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещей, Галина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Жалко чижика!, Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2013
- Театральный читальный зал, Анастасия Иванова, «Вечерняя Москва», 9.06.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко», Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 6.06.2013
- «Египетская марка»: точно в стиль, Наталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 5.06.2013
- От фиоритуры к хрипу, Елена Дьякова, «Новая газета», 5.06.2013
- Эскапизм столетней выдержки, Елена Губайдуллина, «Газета.ru», 4.06.2013
- Шорохи и шепоты, Мария Седых, «Итоги», 3.06.2013
- «Твой брат, Петрополь, умирает», Ольга Егошина, «Новые Известия», 3.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича», Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Чижик-Пыжик, где ты?, Анна Чужкова, «Культура», 31.05.2013
- В «Мастерской Петра Фоменко» держат «Египетскую марку», Марина Шимадина, «Известия», 30.05.2013
- В Мастерской Фоменко поставили «Египетскую марку» Мандельштама, Глеб Ситковский, «Ведомости», 30.05.2013
- «Здесь я чувствую себя на месте!», Екатерина Власова, «Московские новости», 15.05.2013
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |