|
Григорий Заславский «Независимая газета», 7.10.2013 «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко»Призраки революционного города – вышли неожиданно на сцену«Египетскую марку» по Мандельштаму в «Мастерской Петра Фоменко» сыграли в конце минувшего сезона. За прошедшие несколько месяцев трагедия случилась в семье художницы спектакля Александры Дашевской, выпускницы гитисовского курса Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича : она сама получила тяжелую травму, отправившись отдыхать в Италию. Впала в кому. Туда прилетел ее отец, замечательный человек и прекрасный директор театра, некоторое время тому назад он перешел из «Студии театрального искусства» в «Школу современной пьесы». Когда он вернулся в Москву, во время совещания в театре ему неожиданно стало плохо и он умер. В тот же день его дочь впервые открыла глаза в больнице в Италии.
Спектакль мне не очень понравился, в нем, казалось, наличествовали все внешние приметы фоменковской школы и одновременно – не было почти ничего. Кроме очень выразительной сценографии, которая играла не за всех, конечно, но необыкновенно точно передавала дух мандельштамовской прерывистой прозы, его взволнованное дыхание, в прозе – как и в стихах. И захотелось вернуться и сказать об этой игре пиджаков и белых сорочек, их марше, сперва вроде «Левом…», а в финале – печальном, похоронном.
Призраки революционного города – вышли неожиданно на сцену «Мастерской Петра Фоменко», и поэтический образ – о призраках, вышедших на сцену, неожиданно поджидает в программке: о премьере «Египетской марки» в программке и на афише написано, что идея спектакля принадлежит Петру Фоменко, а дальше: ухватившийся за идею – Дмитрий Рудков, руководитель постановки – Евгений Каменькович, художник – Александра Дашевская… И – холодком по спине, от этаких астральных связей. Впрочем, что говорить, театр – конечно территория, где такие сближенья случаются. Мандельштам, известная его повесть, о которой – об этом тоже напоминают авторы спектакля, в рапповском журнале написано было, что она — «эстетская в самом дурном смысле линии литературы», ещё одна цитата снова выдает этой повести волчий билет: «Сюжет Мандельштама… необычен. В нем нет ни завязки, ни развязки», для театра ведь отсутствие того и другого – не лучшая рекомендация. Дмитрий Рудков, подхвативший идею, вернее, если верно цитировать, ухватившийся за нее, стал также и одним из авторов инсценировки, кроме того он выходит на сцену в роли ротмистра Кржижановского.
Сложно сказать, чтобы вышло у Петра Наумовича Фоменко из этой, мы так ведь и не узнаем, внятно или вскользь сформулированной театральной идеи или задумки, мечты. Получившийся спектакль так и хочется назвать акцией, перформансом, инсталляцией с участием актеров, придумать что-то еще на стыке актуального искусства и театра. Всё дело в том, что знакомая фоменковская лёгкость, игра в одно касание, вернее, в полкасания, этакие элегантные флажелеты к этой повести Мандельштама, как мне показалось, — не самый подходящий ключ. Зато запоминаются, производят впечатление и остаются в памяти открытия, сделанные художником, Александрой Дашевской, такой фоменковской – в духе Мастера – сценографии здесь не было давно. Игривой, даже местами легкомысленной, одновременно и сложносочиненной, и воздушной, точно придуманной на лету, на бегу, на ходу, — так, отмеряя шагами, звучит мандельштамовский стих. Мандельштам – редкий русский поэт, сочетавший чеканность строки и мысли с импрессионистической прозрачностью. Точно на ногах – сапоги, и шагает по брусчатке, а верх – ну, дама, схваченная художником вполоборота, едва очерченная карандашом или тушью. И – никакого противоречия или тяни-толкайства, ничего кентаврического в таком вот противоестественном сочетании.
Запоминается парад рубашек, белых рубашек, которые – уже не из Мандельштама, — из Бродского: проплывают и гаснут, проплывают и гаснут… Публика сидит узкой полоской, в три или четыре ряда, а перед нею – такая же длинная и узкая полоса сцены, а над головами, по рельсам на плечиках, точно в дорогой химчистке-стирке (а история-то с прачечной связана, сшита прочно – прочнее некуда!) проплывают эти самые белые рубашки, и черные «пинжаки», и вдруг одна белая рубашка задерживается, а на ней – кровавое пятно во всю грудь. Или – аппликация из пиджаков, рукавов, составляющий задник, и вдруг из пары рукавов показываются руки, и так – рождается жизнь. И – игра, так напоминающая раннего, легкокрылого поэта. Дореволюционного. Вот эта сценографическая и такая поэтическая вязь примиряет с какою-то непонятной мистической связью, обозначенной в программке, но в спектакль так и не перешедшей, в спектакле — не ощутимой. Дашевская эти связи восстанавливает заново, точно штопает намечающиеся разрывы.
Последние статьи о театре- В тисках законов, Марина Квасницкая, «Новые Известия», 28.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Вырыпаева, Дарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева, «Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпах, Вера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохая, Вера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Уроки француженки, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru/», 8.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесе, Елена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Про ароматное соцветье, Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10(№ 3)», 11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”, Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Моника Санторо: «На сцене позволяю себе больше, чем в жизни», «krskdaily.ru», 25.10.2013
- Чистейшая радость, Лариса Каневская, «http://www.teatrall.ru», 18.10.2013
- Игра в молчанку, Петр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 7.10.2013
- «Египетская марка» в «Мастерской Петра Фоменко», Григорий Заславский, «Независимая газета», 7.10.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде, «Калининград.ru», 5.10.2013
- Не для всех, Анна Ковалева, «Театрон», 1.10.2013
- Случайные связи на темных аллеях, Анна Чужкова, «Культура», 27.09.2013
- Последние свидания, Елена Груева, «TimeOut», 27.09.2013
- «Последние свидания»: на страже стиля, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 27.09.2013
- Счастье первой любви вместо горечи последних свиданий, Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 24.09.2013
- «Мастерская Петра Фоменко» выпустила еще один спектакль про счастье, Алла Шевелева, «Известия», 23.09.2013
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |