In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Марина Квасницкая
«Новые Известия», 28.11.2013

В тисках законов

Почему государство с каждым годом все сильнее закручивает гайки

Как меняется российский театр в последние годы? Вопрос, наверное, абстрактный, ведь в каждом учреждении своя картина, но все же есть общая проблема, которая тревожит сегодня директоров любых театров, – заметное ужесточение законов. Иными словами: к театру 2013 года стало значительно больше требований со стороны государства, чем было, скажем, в 2003 году. Об этом говорят эксперты «Новых Известий» – Андрей Воробьев, директор «Мастерской Петра Фоменко», Владислав Любый, директор РАМТа и Александр Кулябин, директор Новосибирского «Красного факела».

Андрей ВОРОБЬЕВ:
– В самом деле, огромное количество новых законов и еще большее количество подзаконных актов, инструкций и правил вошли в нашу повседневную жизнь. Никто не отрицает: многие нововведения своевременны и нужны. Правительство добивается прозрачности в финансовых взаимоотношениях. Цели и задачи весьма благородные и нами поддерживаются. Однако методы решения этих проблем не всегда эффективны и разумны.

Дело в том, что законы создаются универсальными для всех отраслей, а театр в этом случае вынужден под них «подстраиваться». Взять, например, 94-й Федеральный закон о госзакупках. Суть его проста: при постановке спектакля театр должен объявить тендер, а далее на конкурсной основе выбрать ту компанию, которая дешевле других изготовит декорацию или, например, сошьет костюмы.

Результат известен. Конкурс выигрывает организация, не имеющая и понятия, как исполнить свои обязательства по государственному контракту, и либо не исполняет контракт, либо исполняет плохо. Отсюда срыв сроков, судебные иски и тяжбы, несвоевременные платежи и прочие неприятности, требующие времени и внимания. Таким образом, вместо того чтобы заниматься выпуском и прокатом спектаклей (своим прямым делом!) мы вынуждены львиную долю времени тратить на то, чтобы остаться в правовом поле и правильно оформить несметное количество документации. 

Насколько стало труднее? Вот простой пример. Еще 10 лет назад я, как директор, работал с двумя заместителями и одним главным администратором, прекрасно справляясь со всем объемом задач. А сегодня в театре работают пять юристов, три кадровика, три старших администратора, помимо главного, пять заместителей директора, и при этом мы не справляемся со всем валом документации. Мы прекрасно понимаем, что приходящие в нашу жизнь законы неслучайны и важны, но они в силу своей недоработанности становятся песком в тонко отлаженном театральном механизме, тормозя и разрушая его.

Хочется, чтобы законотворчество стало предметом деятельности не узкого круга специалистов (главным образом в экономике и финансах), а учитывало мнение тех, кому в дальнейшем придется исполнять эти законы.

Владислав ЛЮБЫЙ:

– Законы, финансовые правила – это детали, отражение общей тенденции профессионализации. Современный театральный менеджмент требует совершенно другого, чем даже 10 лет назад, уровня профессионализма: и по технической составляющей этого понятия, и, главное, по духовной его наполненности. Ведь очень важно понимать, что театр строится по законам менеджмента, но результат этого процесса – духовный. Формирование «просвещенного менеджмента», который поможет преодолеть расхождение между понятиями «эффективный менеджмент» и «художественный результат» – это одна из самых серьезных задач, которые стоят сейчас перед нами. И вот над этим надо работать.

Александр КУЛЯБИН:

– Много лет подряд я, как и мои коллеги, ждал, что театры смогут, наконец, стать автономными учреждениями. Мы были уверены в том, что благодаря этому новшеству театры получат самостоятельность и будут сотрудничать с государством исключительно в рамках договорных отношений. Но в итоге принятый закон получился «кривым», односторонним, ведь после закона последовал подзакон, убивший смысл этого начинания. 

Попробую объяснить. Изначально предполагалось, что театр обретает полную самостоятельность в расходовании выделяемых средств. Он получает от государства задание на определенное количество премьер, сыгранных спектаклей и т.д. И если с заданием мы справляемся, выдаем качественную продукцию и выполняем все показатели государства, то оно в наш карман уже не заглядывает. А вот если не выполняем, будьте любезны, наказывайте нас! Но куда потратить деньги, как распределить все ресурсы (выделяемые государством и дополнительно нами заработанные) – решает сам театр. Мы можем усовершенствовать сценические площадки, можем повысить гонорар приглашенному из другого города режиссеру, можем внедрить какие-то новшества. Главное, что у нас развязаны руки и все средства расходуются целесообразно потребностям.

Но что происходит на деле? Самые смелые проекты могли реализовываться в те два года, когда государство еще не установило мощного контроля над автономиями! Мы, например, успели взять кредит и построить кафе, создав на территории театра своего рода культурно-досуговый кластер. Наше «КаФе» – это и третья сцена с музыкально-театральными программами, и дополнительная услуга для зрителей, которые остаются поужинать после спектакля, и пространство для дискуссий – в общем, новый маркетинговый инструмент в привлечении аудитории, который сейчас нам приносит хороший доход.

Но сегодня с этой затеей ничего бы уже не вышло: мы (автономные учреждения) вправе теперь расходовать самостоятельно только те средства, которые зарабатываем на продаже билетов. А это, безусловно, мизер! Что же касается основных средств, на которые живет театр, – дотаций, то поскольку они выплачиваются через казначейство, мы вновь вернулись к отчетности по каждому винтику – из каких средств и с какой статьи мы потратили на него деньги. То есть опять вступает в силу конкурсная система и 94-й закон о госзакупках. И если, не дай бог, ты перекинул что-то со статьи на статью – подсудное дело, нецелевое использование средств! Снова нет единого хозяина у театрального бюджета. Какая тут может быть целостная стратегия? А с учетом того, что в стране идет спад экономики, государство начинает вести себя с автономиями уже не как партнер, а как папа, который сегодня дал ребенку деньги на кино, а завтра передумал.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100