In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Анна Чужкова
«Культура», 13.02.2014

Это у них сезонное…

«Фоменки» на грани нервного срыва. Очаг февральского обострения — на Старой сцене, где появились две новые постановки.

Камерный спектакль представляет норвежский режиссер Сигрид Стрем Рейбо, ученица Сергея Женовача. В «Мастерской» редко приживается современная драматургия. Новая постановка по Ивану Вырыпаеву — исключение. Созданная в рамках вечера проб и ошибок она, кажется, не нуждается в такой осторожной пометке.

«Летние осы кусают нас даже в ноябре». Что скрывается под загадочным названием, не знают даже персонажи, постоянно повторяющие эту странную фразу. Да и вообще, черт возьми, что здесь происходит?

На сцене — Йозеф (Алексей Колубков) и его друзья — супружеская пара Елена (Ксения Кутепова) и Марк (Томас Моцкус). Они зачем-то называют друг друга чужими именами (Дональд, Сарра, Роберт) и безуспешно пытаются разрешить загадку: где в прошлый понедельник был Маркус — брат Роберта? Сарра утверждает — у нее. Дональд настаивает: у него — весь вечер рассуждал о сущности христианской исповеди. А когда находятся подтверждения обеих версий, история, начавшаяся как детектив, превращается в абсурдную комедию. Но после того, как общими усилиями друзья выясняют, что мир — полная бессмыслица, пьеса круто поворачивает в сторону психологической драмы. Одинокие герои в одиноком мире никак не могут найти общий язык. Первый верит в Бога, второй — в психиатра. Третий — верит в психиатра еще меньше, чем в Бога. Их внезапные откровения, соскочившие с языка на нервной почве, вызывают недоумение и смешки в зрительном зале.

К примеру, Дональд однажды не преминул попробовать человечину, когда ему «выпала такая возможность в виде пальца». Роберт страдает от депрессий с тех пор, когда мальчишкой понял, что жизнь утекает из рук, как уплыл от него игрушечный кораблик. А у Сарры и вовсе проблемы глобального свойства. Истовая христианка, она верит, что женщина создана из ребра Адама и должна подчиняться мужу. Но вот беда: как найти подходящего мужчину в обществе, где слишком много свободы? И разве может раб выбирать господина? Единственный выход — завести толпу любовников.

Абстрактный сюжет решен в лаконичной сценографии. Из декораций — небольшой подиум да несколько стульев. А весь реквизит умещается в сумочке Сарры. Чтобы обыграть ту или иную сцену, она то шкалик водки достанет, то банку огурцов — закусить, а также фату, зонт, одеяло, полотенце, чайник с заваркой, груду башмаков.

Единственная тема, за которую друзья хватаются, как утопающий за спасательный круг, — погода. Единодушно соглашаются: во всем виноват ужасный дождь, который льет уже три дня. Настойчивое «шлеп-шлеп-шлеп», раздражавшее Сарру, Дональда и Роберта еще полчаса назад, становится поводом к неудержимой радости. Такой рецепт лечения депрессии от Ивана Вырыпаева.

А вот в маленькой квартире по соседству не до веселья. О стены, оклеенные желтыми обоями в цветочек, разбиваются мечты Фарятьева. Пьесу Аллы Соколовой, известную публике по телефильму Ильи Авербаха с Андреем Мироновым и Мариной Нееловой в главных ролях, на сей раз вспомнила Вера Камышникова. Историю несчастной любви она представила в непривычно ярких красках.

Павел (Рустэм Юскаев) и лицом не вышел, и в голове непонятно что творится — сплошь фантазии об иных мирах. В общем, жених не ахти, даром что зубной врач. Зато трогательный и влюбленный. Ну на безрыбье и протезист сойдет. Саша (Полина Кутепова) под нажимом заботливой мамы (Галина Кашковская) решается выйти замуж за этого донкихота, хотя и мечтает о другом рыцаре. Но из затеи не получается ничего путного. Все страдают от непонимания, каждый по-своему одинок, и нет в этой жизни никакой гармонии. 

Вера Камышникова сделала ударение на слово «фантазии» и поместила героев в сюрреалистическое пространство. Оттого каждый из них немножко сошел с ума и превратился в эксцентрика — не к месту вскрикивают, дергаются, да и вообще ведут себя неадекватно. Так что в пору не только Фарятьева с его грезами заподозрить в безумии, но и, к примеру, маскирующуюся под цвет обоев маму Саши.

В стране фантазий самостоятельную жизнь ведут отражения в зеркале. Где-то на балконе живут космонавты. Окружающий мир порой флюоресцирует и меняет форму: из-под ног уходит пол, да и на стены положиться нельзя. В общем, обстановка к невозмутимой идиллии не располагает. И кажется, нет ничего удивительного в том, что каждый из героев одинок. Все очутившиеся в этом сумасшедшем доме — по-видимому, инопланетяне. Из разных галактик. И, может быть, неразбериху удастся понять, если повезет оказаться с ними на одной волне.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100