In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Николай Берман
«Газета.ru», 26.02.2014

Фантазируют, ибо абсурдно

В «Мастерской Фоменко» выпустили две премьеры с двумя Кутеповыми

«Мастерская Петра Фоменко» почти одновременно показала две премьеры c сестрами Полиной и Ксенией Кутеповыми в главных ролях — спектакли «Фантазии Фарятьева» и «Летние осы кусают нас даже в ноябре».

В театре «Мастерская Петра Фоменко» прошли премьеры двух спектаклей. «Фантазии Фарятьева» поставлены Верой Камышниковой по пьесе Аллы Соколовой, а «Летние осы кусают нас даже в ноябре» норвежского режиссера Сигрид Стрём Рейбо — по новому тексту Ивана Вырыпаева. И пусть они созданы по очень разным пьесам (классика позднесоветской драматургии и одна из самых свежих драм руководителя московского театра «Практика») — у этих постановок неожиданно много общего. И там, и там играют сестры Кутеповы (Полина в «Фантазиях», Ксения в «Осах»), а действие происходит в мире скорее фантастическом, чем реальном. Обе пьесы кажутся как будто специально написанными для «Мастерской» и ее актеров, настолько близки они духу и стилю этого театра.

Фантазии зубного врача

Пьеса Соколовой, ставшая в 1979 году основой для сценария фильма Ильи Авербаха, рассказывает о мечтательном и мягкосердечном стоматологе Фарятьеве, который верит в инопланетян. Он влюбляется в девушку Сашу, надмирную и слегка надменную, восторженную и рациональную — противоречивую во всем. Эти типажи встречались в спектаклях «Фоменок» много раз, и на любую роль в труппе можно легко отыскать сразу несколько претендентов. Легкий и утонченный, нежный и остроумный язык, стремительное движение чувств, несокрушимая вера в чудо. Что называется, абсолютно фоменковская пьеса.

И поставил ее свой для этого театра человек. Вера Камышникова, один из лучших российских педагогов по сценической речи, много лет работает в «Мастерской». Одним словом, у «Фантазий Фарятьева» было все для того, чтобы они оказались удачей, включая и исполнителей главных ролей, Полину Кутепову и Рустэма Юскаева, фоменковцев из первого набора.

К сожалению, надежды не оправдались: действие распадается на глазах.

Когда смотришь «Фантазии Фарятьева», кажется, что перед тобой не один спектакль, а целых четыре, идущих параллельно: сама пьеса Соколовой, пространство художницы Марии Трегубовой, постановка Камышниковой, актерская игра — все эти составляющие существуют как бы независимо друг от друга, лишь изредка встречаясь вместе и иногда даже входя в явный конфликт.

Эта пьеса — синтез реальности и символизма, воздушной легкости и бытовой подробности. Но главное, чем она живет, — молниеносное движение чувства. Саша любит Бедхудова, Фарятьев любит Сашу, Сашина сестра Люба любит Фарятьева. Все влюблены безответно, но каждый — с такой силой, как случается только раз в жизни.

В мире Фарятьева страсть делается единственной истиной, главной точкой опоры. И «Фоменки» вообще-то умеют играть любовь так, как почти никто другой, но почему-то в спектакле подлинное чувство возникает редко.

Градус актерского существования стремится к нулю. Странно, но Полина Кутепова, способная играть с такой чувственной силой, что у зрителей перехватывает дыхание, практически на всем протяжении действия остается как бы безучастной к происходящему. Понятно, что ее Саша любит загадочного, так и не появляющегося на сцене Бедхудова, а не сватающегося к ней Фарятьева, и думает только о нем. Но за ее отрешенностью от мира уже не видно любви, совсем не ощутить эмоций. 

Когда в финале вспышка страсти все-таки происходит и актриса вдруг начинает играть со всей присущей ей яркостью, это выглядит слишком странно и неожиданно, сопереживания почти не вызывая.

Рустэм Юскаев в роли Фарятьева непрерывно пребывает как бы в ином мире, и за фантазиями в нем тоже не обнаружить любви.

Юскаев играет просто замечтавшегося поэта, утратившего всякую связь с реальностью и не способного на настоящее чувство. Кажется, что Саша ему не очень-то и нужна, слишком он зациклен на самом себе. А в такой ситуации пьеса теряет смысл: конфликт не рождается.

Возможно, отсюда возникает одна из главных проблем спектакля: здесь все говорят на настолько разных языках и играют в таких разных эстетиках, что в принципе не могут не только соединиться и понять друг друга, но и вообще вступить во взаимодействие. 

Герои, а вслед за ними и актеры замыкаются в себе, запираются, и каждый ведет свою игру, с чужой несовместимую.

В таких условиях на первый план выходят вроде бы второстепенные персонажи. Главной героиней в спектакле внезапно оказывается сестра Саши Люба в исполнении молодой актрисы Веры Строковой (за пределами театральной Москвы известна по одной из главных ролей в фильме «Шапито-шоу»). К финалу она превращается из смешной мешковатой девочки в расцветшую девушку. Она единственная, в ком от начала до конца живет чувство. Импульсивная, страстная и упорная, она верит в свое счастье и движется ему навстречу. Кажется, она и в инопланетян верит больше, чем Фарятьев.

Именно она закончит спектакль, в отчаянии размахивая белым платочком и сигналя летающим тарелкам, чтобы они забрали ее отсюда, и почему-то думаешь, что ее непременно услышат.

Говорят, что изначально над «Фантазиями Фарятьева» работал другой режиссер и новому они достались с уже распределенными ролями и почти готовыми декорациями. Жаль только, что, кажется, без готового смысла.

Абсурдная жизнь насекомых

Пьесу Вырыпаева «Летние осы кусают нас даже в ноябре» в «Мастерской» ставить вообще не собирались, но собрались вдруг: как только художественный руководитель театра Евгений Каменькович прочитал ее, он решил, что это надо делать немедленно. И позвал на постановку молодую норвежку Сигрид Стрём Рейбо, учившуюся у Сергея Женовача в ГИТИСе: она выпустила в Москве три спектакля, очень близкие эстетике «Фоменок». Репетиции длились всего семь недель — небольшой срок для театра, в котором работать над спектаклями привыкли долго и тщательно. Но «Осам» это пошло на пользу: текст Вырыпаева надо брать приступом, мгновенно и решительно.

«Летние осы» отличаются от большинства последних пьес нынешнего художественного руководителя театра «Практика», полных серьезных философских рассуждений и несущих в себе четко сформулированную мораль.

Здесь три героя просто долго-долго выясняют, у кого из них был в прошлый понедельник в гостях некий Маркус, и так и не могут докопаться до истины, которой, кажется, и вовсе не существует.

По ходу действия обнаруживается много других интересных подробностей, но все же в этой пьесе было бы смешно искать какой-то конкретный посыл. Вырыпаев пробует себя в театре абсурда и сочиняет пьесу, главная ценность которой — идеально отточенные, хлесткие, остроумные и принципиально бессмысленные диалоги.

Удивительно, с каким азартом и наслаждением три ведущих актера «Мастерской» — Ксения Кутепова, Томас Моцкус и Алексей Колубков — бросаются в эту стихию, с какой готовностью принимают правила игры. Они не пытаются показать драматический спектакль, а устраивают бешеный стендап на троих. Вместе с тем туманные и демонстративно нереальные обстоятельства пьесы они принимают с психологической глубиной той театральной школы, которой принадлежат, и именно от этого спектакль становится еще смешнее.

У «Фоменок» персонажи Вырыпаева похожи на героев Чехова, которые заблудились и вдруг попали в пьесу Беккета.

В пьесе есть забавный ход, который Стрём Рейбо не пытается спрятать, а, напротив, все время подчеркивает. Героев в списке действующих лиц зовут Елена, Марк и Йозеф, но называют они почему-то друг друга Саррой, Робертом и Дональдом. И вначале актеры сидят каждый под правильным именем персонажа, а затем, при звучании первых реплик, пораженно оглядываются на подписи: меня же должны звать вот так, разве это не ошибка? Кажется, что эту игру они не забывают до самого конца; на сцене остаются как бы не сами герои, а другие персонажи, которые их играют. Этой иронией проникнута каждая сцена спектакля, и при всем остроумии актеров «Фоменок», возможно, настолько несерьезными они не были еще ни разу.

Режиссер тонко чувствует открытую и подвижную структуру пьесы, и не случайно, что несколько раз в зале включается свет и актеры оказываются среди зрителей. Когда Дональд, он же Йозеф, звонит некоей Гертруде, про которую мы так и не узнаем, существует ли она на самом деле, он поднимается в зал и обращается в разговоре напрямую к зрительницам, непроизвольно произнося «посреди спектакля» вместо «посреди уикенда».

Дистанция исчезает: зрители и актеры вместе делаются участниками одного большого розыгрыша.

Потом в зал пойдет Елена-Сарра (Ксения Кутепова), произнося свой шаржированно-отчаянный монолог о том, как сложно найти и выбрать себе настоящего мужчину. Искать она будет его прямо среди зрителей. Длинный монолог о нелегкой женской судьбе становится кульминацией спектакля и целым бенефисом Кутеповой.

Кажется, она в сокращенном и издевательском варианте как бы повторяет главную сцену своей сестры Полины из «Улисса» Евгения Каменьковича — знаменитый бессвязный поток сознания Молли Блум.

В условной и абсурдной, против всех правил написанной пьесе Кутепова получила редкую для актрисы возможность сыграть «женщину вообще» — и блистательно ею воспользовалась.

В ее героине бесполезно отыскивать четкие побуждения и мотивы и уж тем более пытаться разобраться в ее чувствах. Кутепова играет просто то существо, которое беззаботно любит, мечтает, разрушает любые ваши представления о логике и разбивает вам сердце. Поэтому когда Сарра говорит вещи, прямо противоположные тем, что сообщала минуту назад, этому уже не удивляешься и понимаешь, что правдой вполне может быть и то, и другое.

В финале, когда герои внезапно и беспричинно обретут счастье и просветление, забыв даже о существовании Маркуса, они станут обливать друг друга из огромной бутылки с водой, визжать и перекатываться на сцене. Вроде бы ничего особенного, но именно в таких моментах глупой и смешной театральной радости есть что-то от того фантастического впечатления, которое производят на зрителей лучшие спектакли «Фоменок».


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100