In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Егошина
«Новые Известия», 18.03.2014

«Владимир в гриднице высокой запировал…»

В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли премьеру «Руслана и Людмилы»

Время за окном вносит свои коррективы в нашу жизнь. И на задуманный больше года назад спектакль «Руслан и Людмила» по поэме Пушкина пала тень происходящего за окном. Все слова Пушкина о Киеве – матери городов русских, о силе русского богатырского духа, о Владимире Красном Солнышке обрели злободневные контаминации, на которые создатели спектакля вряд ли рассчитывали.

В своей «Смерти Вазир-Мухтара» Юрий Тынянов заметил, что судьба детей зависит от того, в каком доме они родились – каменном или деревянном. Из каменного родители стремятся поскорее детей выпихнуть куда подальше за недостатком места. Деревянный же дом живет в такт бытию семьи: разрастается флигелями, мезонинами, пристройками и верандами. Эту классификацию можно применить и к театрам: одни быстро расстаются со своими молодыми командами, выпихивая их в свободное плавание, у других – начинаются пристройки. «Мастерская Петра Фоменко» явно относится к категории домов счастливых, деревянных: постепенно и незаметно небольшой флигелек стажерской студии разросся в целый этаж и продолжает прирастать башенками и верандами. Опытный учитель Евгений Каменькович погружает молодых в большую литературу и поэзию (тут тебе и Тургенев, и Бунин, и Мандельштам, и Пушкин). Последние сезоны – ищет в молодых таланты постановочные (и ищет явно не безуспешно).

Начало работы Михаила Крылова над «Русланом и Людмилой» успел благословить Петр Наумович. За год уже без Мастера набросок вырос в полноценный спектакль на Малой сцене «Мастерской».

Задником и предлагаемыми обстоятельствами стали пролеты, лестницы и геометрические конструкции фойе. По лестницам поскакали всадники на конях-палочках с головами-мочалками. Столы на колесиках легко трансформируются то в свадебный стол, то в брачную кровать, то в восточное ложе Людмилы в замке Черномора, а то и вовсе уезжают с глаз долой, увозя отыгравших персонажей. Рассыпанные по полу сцены апельсины обозначают волшебные сады. Жестяные ведра на головах – рыцарские шлемы. Злобную волшебницу Наину утаскивают за хвост ее пышного одеяния. Волшебная шапка на голове Людмилы светится лампочками-гирляндами. Но вот гром и молния звучат и пылают совсем «как настоящие». А огромная голова, сооруженная из полотна, в котором угадываются нос, глаза и губы, заставляет зал изумленно присвистнуть.

Исполнители пластично скачут на палках, бьют чечетку, щелкают кастаньетами, катаются по наклонному помосту, а героиня даже делает шпагат на разъезжающихся лестницах. Насыщенная акробатика не мешает звучанию текста: актеры «Мастерской» с привычным мастерством доносят не только каждое пушкинское слово, но и знаки пунктуации. Главными «моторами» спектакля становятся: изысканный Ратмир – Федор Малышев, энергичная и смешливая Людмила – Екатерина Смирнова и Рассказчик, которого играет режиссер спектакля Михаил Крылов. Загримированный под Пушкина, он появляется, крутясь юлой, и чертом из табакерки выскакивает в самые неожиданные моменты действия, подхлестывая и комментируя поступки действующих лиц. 

Качели между иронией и волшебством и определяют интонацию постановки (и когда ирония забивает волшебство, сразу проседает и ритм, и внимание зала). Пушкин, идя стопами параллельными с братьями Гримм, предназначал свою поэму-сказку не столько детям, сколько взрослым, способным оценить фривольную игру фантазии и лукавую нескромность. Но, как и в случае со сказками братьев Гримм, детская аудитория решительно присвоила приключения Руслана, Людмилы, Черномора.

Зал премьерного спектакля примерно на четверть заполнен 5–7-летними крошками. Они радостно подхватывают и договаривают за актером строчки «У Лукоморья дуб зеленый» (в «Мастерскую» явно ходят интеллигентные дети). Но скучают на всевозможных отступлениях и комментариях по поводу радостей брачной постели, предвкушаемых Русланом, или иллюстраций семейного счастья Ратмира, влюбившегося в рыбачку.

Адресат спектакля еще уточняется и явно будет корректироваться. После «Руслана и Людмилы» Евгений Каменькович с пристрастием интервьюирует «самых маленьких»: скучно было?

Надеюсь, что, обкатавшись, спектакль потеряет иллюстративные длинноты (ну не надо каждую строчку Пушкина давать в сценическом сурдопереводе). И, освоив пушкинскую веселость, актеры обретут и необходимую пушкинскую легкость…


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100