|
Галина Шматова «Экран и Сцена», 07.2014 Пять троп «фоменок»Тема времени, кажется, стала главной для “Мастерской П. Фоменко” после ухода Петра Наумовича. Театр будто оказался на перепутье: с одной стороны, важно не потерять, не растратить то, что было с такой любовью и терпением взращено учителем. С другой, нужно двигаться вперед, и это тоже “по Фоме”, ведь рутина, предсказуемость, однообразие, штампы – то, чего Петр Наумович, мастер сценических парадоксов и контрапунктов, не выносил. Мозаика завершающегося сезона, второго, прожитого без Фоменко, и юбилейного, двадцатого для театра, сложна и причудлива: пять премьер разных форм и жанров. Но основным мотивом оказывается переплетение двух линий. Первая связана с памятью, тянется из прошлого, поддерживает связь с ним. Вторая устремлена в будущее, в пространство неизведанного. Вот об этом переплетении и стоит говорить. В завершившемся сезоне две большие роли в разных спектаклях сыграли сестры Кутеповы. Двадцать лет назад они обескураживали неотличимостью. Потом актрисы менялись – каждая по-своему. И в “Трех сестрах” Фоменко со всей наглядностью проявилось то, насколько разными они стали. Судя по последним премьерам, Полина и Ксения продолжают движение каждая по своей траектории, их актерская несхожесть становится все более интересной. Полина сыграла Сашу в “Фантазиях Фарятьева” по пьесе Аллы Соколовой. Советский ретро сюжет о хороших людях, ненароком ранящих друг друга и разбивающих друг другу сердца, об их мечтах и надеждах педагог по сценречи ГИТИСа, режиссер и давний друг театра Вера Камышникова поставила в “Мастерской” как историю внебытовую, на все времена. В этом спектакле “фоменки” не пошли по привычному пути, хотя, казалось бы, сама пьеса с присущей ей простотой и сентиментальностью это предполагала. На сцене нет фирменного фоменковского уюта, знакомого зрителям. Обои в цветочек в квартире Саши, Любы и их мамы обрели на сцене кислотно-психоделическую цветовую насыщенность, а за огромным зеркалом зажил своей страшноватой жизнью отдельный мир с отражениями-двойниками героев (художник – Мария Трегубова). Проекции и видеоролики, пространственные игры, буквально уходящий из-под ног пол и раздвигающиеся стены, откровенная условность сценических метафор – все ново для “Мастерской”. Ново – и уже поэтому, видимо, нужно и имеет смысл – как очередной опыт. Удачен ли он? Вероятно, не во всем: пьеса Соколовой с трудом открывается (если вообще открывается) такими театральными ключами. И все-таки следует оценить неочевидность, а потому смелость хода: игру “фоменок” в определенном смысле на чужом поле. Полина Кутепова в этой истории преподносит разные грани женственности, переходит из одного регистра в другой. Она – то почти водевильная запоздалая невеста на выданье с соответствующими охами-ахами и позами, то – почти девчонка-сорванец, устраивающая драку-возню с младшей сестрой. И в любых сценических метаморфозах где-то на втором плане, в подтексте ее героинь – хрупкость и уязвимость. Пожалуй, Полину Кутепову во всех ее ролях, будь то Купавина или Молли Блум, можно узнать по этому подтексту, всегда немного печальному, тревожному и саднящему. Партнером Полины Кутеповой, как и в знаменитых “Трех сестрах”, стал Рустэм Юскаев. Его Фарятьев принадлежит скорее не позднесоветской эпохе, а современности: не мечтательность и прекраснодушие, а одиночество – ощутимо в нем в первую очередь. Галина Кашковская, играющая мать Саши и Любы, – пожалуй, одна из самых странных (в самом хорошем театральном смысле) актрис “Мастерской”. И в “Фантазиях Фарятьева” она виртуозно балансирует между абсурдным и типичным, узнаваемым. Отдельным событием спектакля стала работа Веры Строковой, сыгравшей Любу. В обществе старших, фантазеров, мечтателей и влюбленных всех мастей, ее Люба, девочка-подросток с сутуловатыми плечами и вызывающей усмешкой, выглядит реалисткой и бунтаркой. Но по мере развития действия она воспринимается все менее острой, все более нежной и трогательной. Именно моментами такой подкупающей беззащитности на сцене прославились актрисы старшего поколения “Мастерской” – в премьерном “Фарятьеве” становится очевидно: традиция продолжается. Ксения Кутепова после “Самого важного”, вышедшего в 2006 году, не выпускала драматических премьер в родном театре. И вот – новая роль, да еще в свежей, в этом году представленной на “Любимовке” пьесе Ивана Вырыпаева “Летние осы кусают нас даже в ноябре”. Тексты Вырыпаева при всей их кажущейся внешней простоте основаны на играх со временем и пространством, мистификациях, умноженных сущностях. Вот и в “Летних осах”, согласно ремаркам, героев зовут одними именами, а обращаются они друг к другу совсем иначе. Потому ли, что все они феерические лгуны и никому из них не стоит верить? Потому ли, что перед зрителями игра в игру, актеры, играющие актеров, играющих персонажей? Ответа нет. На сцене трое: супружеская пара и друг семьи. У каждого, как это водится у Вырыпаева, свои счеты с Богом и свое одиночество в сердце. Есть подозрение, что Елена, она же Сарра (Ксения Кутепова), изменила мужу, есть подозрение, что их друг Йозеф, он же Дональд (Алексей Колубков), сошел с ума. История, придуманная Вырыпаевым, оказывается очень хитрой с театральной точки зрения. Ситуация, в которой есть жена, муж, друг и измена, походит поначалу на классический водевиль. Таинственный любовник, интрига, неожиданные повороты сюжета – чем не развлекательное острое зрелище? В “Мастерской” зрители от души смеются. В камерном зале в Старом здании театра художник Мария Митрофанова создала условную конструкцию, своего рода ринг для актеров, неприкрытое пространство для крупных планов и игры глаза в глаза со зрителем. Ярко-желтый пол, красные стулья – чистые цвета, четкий ритм, музыкальные паузы и перестановки между эпизодами, когда каждая новая сцена начинается с живой картины из замерших в нелепых позах героев. Вдобавок мир этого спектакля предполагает открытые обращения в зал и беседы с воображаемым Маркусом и другими персонажами, тут же, на месте, выбираемыми из публики. Сердцем и нервом этого мира становится героиня Ксении Кутеповой. Она наиболее точно передает интонацию, с которой “фоменки” и молодой режиссер, ученица Сергея Женовача, Сигрид Стрем Рейбо рассказывают со сцены историю Вырыпаева. (И водевили, и фарсы здесь вспоминаются неслучайно.) Партитура выстроена предельно четко: кажется, что Ксения вытанцовывает и выпевает свою роль – при этом немного на форте. Елена-Сарра удивляется, вскидывая брови, округляя глаза за очками, ахая, встряхивая коротко стриженой головой; расстраивается, по-детски всхлипывая и поворачиваясь спиной к “обидчику”. Финальный же монолог героини с рассуждениями о том, как сложно, почти невозможно сегодня женщине найти себе мужчину-господина, при тех комических нотках, которые в нем ощутимы, заставляет вспомнить о Маше из “Семейного счастия”. И эта Маша нашего времени не менее пронзительна, чем вспоминающая свою юность повзрослевшая “девушка-фиалка” из спектакля Фоменко. Сезон в “Мастерской” был ознаменован также значимой работой Полины Агуреевой. “Гиганты горы” по пьесе Луиджи Пиранделло в постановке Евгения Каменьковича – масштабное событие с нескольких точек зрения: первое воплощение “Гигантов” на московской сцене (текст специально для “фоменок” перевела Елена Касаткина) и единственная премьера сезона, выпущенная на большой сцене. Это, в полном согласии с названием, по-настоящему большая форма: персонажи здесь взмывают на тросах под колосники, взбираются и скатываются с хитроумно придуманных горок, исчезают в огромном люке – и появляются в нем как тени-силуэты (художник – Мария Митрофанова). А еще прямо на глазах изумленной публики обитатели виллы “Отчаяние”, то ли люди, то ли призраки, во главе с магом Котроне устраивают почти настоящую грозу с громом, молнией и шумом ветра… “Гиганты горы” – неоконченная, последняя пьеса Пиранделло. Тема границы между искусством и жизнью для творчества Пиранделло сквозная. Но в случае с “Гигантами” речь уже не о жизни и искусстве, а скорее о смерти и искусстве, о полной гибели всерьез. Этот крайний, трагический поворот темы оказался близким Полине Агуреевой, выступившей здесь не только в роли актрисы, но и в качестве со-режиссера. Создавая образ Илсе, настоящей актрисы без страха и упрека, Полина Агуреева высказывается о сути и смысле дела своей жизни. Ей удается соединить трагическую глубину, которая ощущалась в “Бесприданнице” Петра Фоменко, со строгостью и аскетичностью, присущими работам с режиссером Виктором Рыжаковым в “Практике” и в “Мастерской”. Илсе Агуреевой, мечущаяся по сцене фурия со всклокоченными рыжими волосами, порой производит впечатление помешанной. Однако ее безумие, не теряя накала, в мизансценах, интонациях и пластике вдруг обретает точный рисунок. Не случайно в связи с Илсе возникает множество ассоциаций из живописи, в частности, вспоминается и один из любимых художников Полины Агуреевой Марк Шагал и его “Влюбленные”. Текст Пиранделло чрезвычайно непрост: в нем множество сюжетных линий. Сложен и сценический текст Каменьковича и Агуреевой: утяжелен эффектами, неровен по ритму. Оттого порой думается, что спектаклю не хватает целостности. В сложной мозаике постановки хочется выделить две сцены. Одна из них – диалог то ли людей, то ли марионеток (актеры Ирина Горбачева и Дмитрий Захаров), происходящий не то во сне, не то наяву. Острый пластический рисунок, абсурдная беседа, где рефреном звучит фраза о случайно проглоченной булавке, жутковатые маски, сливающиеся с лицами (маски работы Ирины Бачуриной), – и странная, выморочная атмосфера виллы “Отчаяние” обретает пугающую убедительность. Вторая сцена – тоже на двоих, разговор Илсе с мужем (Юрий Буторин), живая борьба живых людей, которым, похоже, нельзя ни вместе, ни врозь. “Гиганты горы” – еще одна проба “фоменок” в области условного театра. За “Мастерской” давно закрепилась репутация театра “русской психологической школы”. Однако горизонты Фоменко были, конечно, значительно шире: его отличал безусловный вкус к сценической условности, причем к разным ее проявлениям и градациям. И это не могло не отозваться в его учениках. Еще в этом сезоне (в самом его начале) случились “Последние свидания” по рассказам И. А. Бунина – их по-кинематографически смонтировал молодой актер и режиссер Юрий Титов. И “Руслан и Людмила” – бурнокипящая сценическая сказка для детей и взрослых, поставленная Михаилом Крыловым, в которой смысл игры – в самой игре. Пять спектаклей – пять новых граней облика “Мастерской”. Или – пять троп, расходящихся из общего центра. И одна невозвратная потеря. Нельзя не сказать о том, что совсем недавно “Мастерская П. Фоменко” потеряла Владимира Максимова, художника высочайшей театральной культуры, верного соратника Петра Фоменко. По словам нынешнего художественного руководителя Евгения Каменьковича, театр надеется в следующем сезоне выпустить спектакль “Олимпия” по эскизам Максимова. Связь времен не должна прерваться.
Последние статьи о театре- Старший сын, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазах, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!, Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейся, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизни, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева», Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения Цыганова, Эвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредно, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра Фоменко, Сергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние», Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу», Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка», Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра Фоменко, Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок», Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Полина Агуреева: Как я угодила в «Яму», Анна Чепурнова, «Труд», 6.06.2014
- Серафима Огарева: «Не люблю, когда скучно!», «Ваш досуг», 3.06.2014
- Руслан и Людмила, Лариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской Фоменко, Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- Руслан и Людмила, Елена Левинская, «Театральная Афиша», 06.2014
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |