|
Наталья Витвицкая «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014 Мечтать вредноВ «Мастерской Фоменко» поставили спектакль о поколении 40-летних.Звезда сериала «Оттепель» и один из лучших актеров фоменковской труппы Евгений Цыганов решился на режиссерский дебют. В родном театре он поставил новую пьесу Ольги Мухиной — о людях, чье детство пришлось на эпоху брежневского застоя, а зрелость совпала с путинским режимом. Безупречным хитом спектакль назвать нельзя, но и аплодировать из вежливости вам тоже не придется. Всем, кто ищет в театре личных историй и щемящей лирики, настоятельно рекомендуем.
Политические выпады никогда не были коньком фоменок, другое дело — реальные судьбы и взаимоотношения. Так и в «Олимпии» Евгений Цыганов попытался на примере жизни главного героя поговорить о судьбе своего поколения. В Алеше Стечкине (Иван Вакуленко) любой зритель, рожденный в 70-х, узнает сам себя. Советское детство, открытие Макдональдса на Пушкинской, путч, первая любовь, Перестройка, лихие 90-е, новорусский гламур… Впрочем, на сцене разыгрываются не исторические хроники, а скорее этюды на «заданные» темы. Какие-то из них более удачны, какие-то менее, самые лучшие — те, в которых чувствуются фоменковское «легкое дыхание» и обаятельный светлый юмор. Всего один пример — родители маленького Алеши бурно ссорятся, он спрашивает у бабушки, в чем причина скандала. И получает ответ: «Мама любит Джо Дассена больше папы». Бабушку в спектакле совершенно бесподобно играет Екатерина Васильева, крайне редко выходящая на сцену. Ей удался образ женщины, повидавшей многое, но не переставшей верить в Бога и коммунистов одновременно.
Актерский состав нового спектакля очень сильный. Бывшие стажеры — Иван Вакуленко, Серафима Огарева и Мария Андреева — убедительны в ролях молодых ребят, чья юность пришлась на перестройку. Отчаянные мечтатели, они меняют увлечения и кумиров на раз-два: сегодня — пионеры, завтра — скейтеры, послезавтра — клубные тусовщики. На политику им глубоко наплевать, их пьянит свобода. Вынырнув из перестроечной эйфории и разгула нулевых, герои остаются ни с чем: неосуществленная любовь, разбитые мечты и сломанные судьбы.
Жаль, что этот очень честный и, в общем-то, жесткий финал фоменки превратили в сентиментальные причитания на тему «главное в жизни — любовь». Спектакль в принципе очень неровный, но если буксующий второй акт, посвященный клубным тусовкам и наркотическим снам главного героя, простить можно, то последняя сцена, в которой Алеша забирается вместе с бабушкой на снежную гору (у каждого своя вершина) — фальшивая и откровенно морализаторская.
Еще один досадный недостаток — сценография. За нее отвечали Владимир Максимов и Егор Федоричев — в итоге на сцене одновременно находится «все и сразу»: интерьер старой советской квартиры, здесь же — спортзал, Александровский сад, гараж в Чертаново, бандитский ресторан и ночной клуб. Сценографы сделали акцент на мелких деталях вроде советского сервиза на столе или dj-оборудования для дискотеки. Но визуальная перегруженность пошла во вред и без того сложному спектаклю, со множеством сюжетных перипетий и действующих лиц. Действию заметно не хватает воздуха.
Если верить анонсам, фоменки мечтали поставить эпос о крахе целого поколения россиян. Идея прекрасная, но решить ее в рамках исключительной лирики и светлой грусти у них, увы, не получилось. Впрочем, сильные впечатления все равно гарантированы. Никогда еще «Мастерская» не делала такую серьезную ставку на современную драматургию и не пыталась через личную историю говорить с залом об истории страны.
Последние статьи о театре- «Дом это про терпение», «Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театра, Татьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадиона, Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросы, Алексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьера, Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценой, Ирина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь», Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Старший сын, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазах, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!, Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейся, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизни, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева», Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения Цыганова, Эвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредно, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра Фоменко, Сергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние», Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу», Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка», Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |