|
Григорий Заславский «Независимая газета», 13.10.2014 На бога надейся«Олимпия» Оли Мухиной в «Мастерской Петра Фоменко»«Мастерская Петра Фоменко» ищет свое место, на мой взгляд, мучительно, но иначе и быть не может. Тенденцией становятся пробы пера – режиссерские опыты ведущих актеров театра. И даже какая-то преемственность в этом подчеркивается, поскольку первый спектакль «Театральный роман», вышедший после ухода Фоменко, был в четыре руки сделан Кириллом Пироговым и самим Фоменко. Он же восстанавливал «Безумную из Шайо». Из последних по времени премьер «Гиганты горы» – это плод совместных усилий Евгения Каменьковича и Полины Агуреевой, «Руслан и Людмила» – постановка Михаила Крылова – при художественном руководстве Каменьковича, а «Олимпия» – самостоятельная работа Евгения Цыганова. Так примерно в «Современнике» сам Ефремов, а потом пришедшая ему на смену Галина Волчек подталкивали актеров к занятиям режиссурой: там ставили Евстигнеев, Сергачев, Кваша, Табаков, Толмачева, Фролов. В этом был еще и дух «Современника», а теперь складывается впечатление, что эти пробы важны для самоощущения «Мастерской Петра Фоменко». Какие мы? Такие мы.
«Мастерскую Петра Фоменко» можно назвать первооткрывателем драматургии Мухиной: много лет назад на фестивале молодой драматургии «Любимовка», который тогда еще проходил в самом имении Станиславского, в легендарном павильоне, который Константин Сергеевич построил для Парижской выставки, «фоменки» разыграли прославившую Мухину «Таню-Таню», которую потом, спустя какое-то время, в театре поставил сам Фоменко. Для Каменьковича имя Мухиной – чуть ли не из важнейших. Он ставил в МХТ ее пьесу «Ю», в ГИТИСе со студентами – «Летит», в одном из интервью рассказал: «Первое мое деяние как начальника было заказ пьесы Оле Мухиной».
Эта пьеса – «Олимпия». С самого начала было известно, что ставить ее будет Евгений Цыганов, до того, в позапрошлом году, сыгравший одну из главных ролей в фильме по пьесе Мухиной «Летит».
Жанр пьесы, обозначенный автором – «сказка сказок», а выполнена она, подобно другим драматическим сочинениям Оли Мухиной, как пьеса с картинками, которые автор сама подбирает к своим текстам. Первое посвящение – «Тем, кто катался на роликах в Александровском саду в 1991–1992 годах», второе – Лени Рифеншталь, красивой женщине и режиссеру знаменитых фильмов «Триумф воли» и как раз «Олимпии» – об Олимпиаде в Берлине 1936 года. «Олимпия» Мухиной про Олимпиаду в Москве 1980 года рассказывает между прочим, поскольку пьеса галопом пробегает по «европам» российской истории последних 40 лет, с 1975 по 2014 год, хотя написана была в прошлом, 2013-м, тогда же впервые представлена на «Любимовке», уже в Москве.
Мухина, как справедливо заметил Каменькович, «всегда пишет поэзию в прозе», так что поэтический сюжет, рифмы метафор если не важнее, то уж точно дороги автору не меньше, чем ясность и последовательность развития сюжетных линий. Вот и в премьере «Мастерской…» больше красоты, песен и театрального дыма, чем понимания, кто с кем, а тем более почему. Отдельные удачные, вызывающие смех и даже аплодисменты диалоги тут же растворяются в театральном дыму и метафорическом тумане. Лыжник (так он обозначен и в пьесе, и в программке) Алеша Стечкин (Иван Вакуленко) и Токарева Лариса (Серафима Огарева) очень хорошо катаются на роликах и на роликовой доске, и временами кажется, режиссер не в силах отказать себе и им в удовольствии еще раз прокатиться по сцене.
Время то входит в сюжет не спросясь и располагается, занимает центральное место, то отступает почти на поля сюжета, создавая особую драматургию, этакие качели – туда-сюда. То тот путч, то этот. А до того – 75-й, 80-й…
«А Л Ё Ш А. По телевизору показывают Брежнева, звучит советский гимн. Мы с бабушкой встаем перед телевизором и я плачу. Оба плачем. Я не понимаю, что происходит в моем сердце под эту музыку, но это точно из-за нее. Я так люблю свою Родину, я так люблю свою маму, папу и бабушку, что слезы льются из глаз. Слезы абсолютного счастья. Мы с бабушкой обнимаемся, вытираем друг другу лица. Олимпийский огонь, стадион, стон толпы, триумф спорта, нет радости больше. Спорт, спорт, спорт – стучит мое сердце, поет София Ротару:
Старт, рывок и финиш золотой Ты упал за финишной чертой Ты на целый миг быстрее всех Мир, застыв, глядит на твой успех…»
– зал с удовольствием проникается этими ностальгическими подробностями и мелодиями песен то Пугачевой, то Дассена. «Старики»-«фоменки» выходят, чтобы дать мастер-класс игры в ярком эпизоде, как это делает Тагир Рахимов в нескольких диалогах своего героя, генерала Токарева: теперь, сдается мне, фраза о том, что Стечкин с Токаревым дружить не могут, заживет отдельно от пьесы, спустившись со сцены в жизнь.
Но самый большой успех выпадает на долю приглашенной звезды, которая в роли бабушки временами, хотя, как будто и тушуя свою, памятную по старым своим ролям яркую актерскую манеру, неминуемо оказывается в роли бенефициантки. Такова ее роль, таковы исторические реплики, порой кажется, будто бы специально написанные на Екатерину Васильеву, с учетом ее известного всем богоискательства и нынешнего церковного служения:
«Б А Б У Ш К А. Всё вокруг денег.
М А М А. Вы многого не знаете.
Б А Б У Ш К А. Главное, оно всегда одинаково. Только людей жалко, очень людей жалко».
И срывая заслуженные аплодисменты:
«Б А Б У Ш К А. Я вот сейчас расскажу тебе одну сказку: хочешь верь, а хочешь нет. Но говорят, что через сто лет после революции, то есть в 2017 году, будет в России царь. И не какой-нибудь, а богом поставленный, из Романовых, по материнской линии.
М А М А. Ну что вы такое говорите, Вера Ивановна, тут такое творится, а вы опять со своими сказками. Это же несерьезно.
Б А Б У Ш К А. А вот поживем – увидим, вот только дожить бы, до 2017-го, хоть бы одним глазком посмотреть».
Дожили. И в общем, слава тебе, Господи!
Последние статьи о театре- «Дом это про терпение», «Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театра, Татьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадиона, Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросы, Алексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьера, Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценой, Ирина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь», Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
- Старший сын, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазах, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!, Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- На бога надейся, Григорий Заславский, «Независимая газета», 13.10.2014
- Евгений Цыганов после «Оттепели» решил рассказать о жизни, Анна Балуева, «Комсомольская правда», 9.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева», Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Олимпия» Евгения Цыганова, Эвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Мечтать вредно, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Все начинается в фойе, Николай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- «Демократия», «Гласность» и перестройка судьбы: «Олимпия» в Мастерской Петра Фоменко, Сергей Багулин, «Buro 24/7», 1.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние», Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу», Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- Ирина БАЧУРИНА: «Театральная штучка», Светлана Потёмкина, «Экран и Сцена», 29.08.2014
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |