In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ирина Корнеева
«Российская газета», 10.11.2014

Парящие над сценой

Художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович отметил 60-летие

Евгению Каменьковичу — 60. Для режиссера, возглавляющего самый уникальный рукотворный русский психологический театр в Москве «Мастерская Петра Фоменко» — не возраст: в театральном мире процессы взросления-становления идут по своим алгоритмам и законам перевоплощения. И возраст сканируется по глазам, а не определяется по количеству прожитых лет. Правда. Но все-таки 60 — это рубеж, повод задуматься: что было. Что есть. А что дальше будет…

Помню, как сияли глаза Евгения Борисовича (как все от мала до велика любовно-уважительно его величали в Художественном театре), когда было время Ю. Причем буквально: Каменькович ставил пьесу в чеховском МХАТе с одной предпоследней буквой алфавита в названии. И вот тогда-то я и поверила, что существуют на свете не только режиссеры-кудесники, но еще и режиссеры-волшебники. Из странной, загадочной пьесы Ольги Мухиной, в которой, казалось, не сходились концы с концами ни в одном предложении, он сделал спектакль с таким упоительно воздушным поэтическим настроением, что попасть на это чудо «Ю» и преодолеть законы земного притяжения записывалась вся Москва. На драматурга Ольгу Мухину стали смотреть как на нового Чехова, а на актеров — как на чародеев, способных на счет раз завладеть душами в зале и подарить всем вместе и каждому по отдельности по глотку чистого воздуха.

Тогда это был щедрый подарок. Мне до сих пор кажется, что это был не просто спектакль, а художественная программа, с которой все согласились и тогда, и счастливы были бы попробовать «на вкус» ее и теперь.

На сцене в странном мире, где нет телевизоров, телефонов, нет разговоров практически ни о каких реалиях жизни, обитала семья. Время, когда это происходило, определению не поддавалось: могло и в тридцатые, и в семидесятые годы, и в девяностые, а, может, даже в будущие — две тысячи двадцатые. Время как бы проходило мимо них. Они специально от него спрятались, и коллизия заключалась в том, что в их жизнь врывался герой, — тот же Чацкий. Но люди хотели и дальше так же не слышать чужое внешнее время, и жить исключительно в своем. По истории у них ничего не менялось, они так и оставались в своем узком кругу, а герои шли себе дальше. Тем людям, которые спрятались, режиссер как бы объяснялся в любви. И в то же время жалел их бесконечно. Потому что много знакомых его поколения в телегу с громким названием «современность» так и не успели вскочить.

Возможно, это был поступок. Каждый сам для себя решал: в конце концов, если Обломов ничего не делает, может, это и здорово? Но как-то тревожно было за их будущее. Поэтому и финал был грустным…

Это был диагноз, а не приговор: люди театра так живут давно. В неком выдуманном мире, самодостаточном, но не имеющем никакого отношения к реальной жизни.

Для священнодействия, казалось бы, открывались большие перспективы. Ведь в режиссуре вокруг еще не поддавался громкому озвучанию, но уже отчетливо ощущался кризис, и затеплилась надежда, что Каменькович в Художественном театре — это всерьез и надолго. На взаимовыгодных условиях и при благоприятных обстоятельствах.

Но после «Ю» во МХАТе грянула роковая «Гроза», которую поставил Каменькович на большой сцене, и которую сняли из репертуара, едва-едва допустив до зрителя.

Вираж в режиссерской биографии был крутым, — Каменькович покинул МХАТ. 

Этот малоизвестный эпизод в биографии был судьбоносным. Ведь что было дальше, как и раньше в жизни Евгения Каменьковича — все помнят.

Блестящая педагогическая карьера в ГИТИСе и, непродолжительная, в Школе-студии МХАТ. Звание профессора и гордость педагога, для которого фамилии его учеников — как ордена за заслуги перед отечеством.

Даты официальной хроники, когда 24 сентября 2012 года он был выдвинут труппой театра, а 27 сентября назначен приказом Департамента культуры Москвы на должность Художественного руководителя театра «Мастерская П. Н. Фоменко». (Случилось ли бы это, хватило бы сил, останься он очередным режиссером в Художественном театре — кто знает?)

Собственно, если быть строгими к фактам, «Мастерская Фоменко» рождалась именно по его инициативе — из курса, которым руководил Петр Наумович Фоменко, и который для Каменьковича — родной.

В последней своей премьере — «Гигантах горы» по Луиджи Пиранделло — Евгений Каменькович продолжает начатое, по сути, еще в «Ю».

Разобравшись с тайнами творчества и местом художника в обществе, он, вслед за Пиранделло приходит к утверждению, что истина — не то, что вокруг, а то, что каждый создает внутри себя. Или в своем ближнем кругу, где границы реального и мнимого размыты, а переходы от внутренних переживаний к внешним действиям — совершенно акварельны.

Евгений Каменькович по-прежнему мастерски преодолевает любую бессюжетность и может поставить даже недописанную пьесу, — легко.

Поймать и, самое сложное в театре, передать атмосферу — с удовольствием. Он словно не ставит свои спектакли, а как будто ими дирижирует.

Пожелаем же ему всегда слышать музыку, постичь в театре всю ее гармонию и никогда не терять свою волшебную дирижерскую палочку.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100