|
Ирина Корнеева «Российская газета», 10.11.2014 Парящие над сценойХудожественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович отметил 60-летиеЕвгению Каменьковичу — 60. Для режиссера, возглавляющего самый уникальный рукотворный русский психологический театр в Москве «Мастерская Петра Фоменко» — не возраст: в театральном мире процессы взросления-становления идут по своим алгоритмам и законам перевоплощения. И возраст сканируется по глазам, а не определяется по количеству прожитых лет. Правда. Но все-таки 60 — это рубеж, повод задуматься: что было. Что есть. А что дальше будет…
Помню, как сияли глаза Евгения Борисовича (как все от мала до велика любовно-уважительно его величали в Художественном театре), когда было время Ю. Причем буквально: Каменькович ставил пьесу в чеховском МХАТе с одной предпоследней буквой алфавита в названии. И вот тогда-то я и поверила, что существуют на свете не только режиссеры-кудесники, но еще и режиссеры-волшебники. Из странной, загадочной пьесы Ольги Мухиной, в которой, казалось, не сходились концы с концами ни в одном предложении, он сделал спектакль с таким упоительно воздушным поэтическим настроением, что попасть на это чудо «Ю» и преодолеть законы земного притяжения записывалась вся Москва. На драматурга Ольгу Мухину стали смотреть как на нового Чехова, а на актеров — как на чародеев, способных на счет раз завладеть душами в зале и подарить всем вместе и каждому по отдельности по глотку чистого воздуха.
Тогда это был щедрый подарок. Мне до сих пор кажется, что это был не просто спектакль, а художественная программа, с которой все согласились и тогда, и счастливы были бы попробовать «на вкус» ее и теперь.
На сцене в странном мире, где нет телевизоров, телефонов, нет разговоров практически ни о каких реалиях жизни, обитала семья. Время, когда это происходило, определению не поддавалось: могло и в тридцатые, и в семидесятые годы, и в девяностые, а, может, даже в будущие — две тысячи двадцатые. Время как бы проходило мимо них. Они специально от него спрятались, и коллизия заключалась в том, что в их жизнь врывался герой, — тот же Чацкий. Но люди хотели и дальше так же не слышать чужое внешнее время, и жить исключительно в своем. По истории у них ничего не менялось, они так и оставались в своем узком кругу, а герои шли себе дальше. Тем людям, которые спрятались, режиссер как бы объяснялся в любви. И в то же время жалел их бесконечно. Потому что много знакомых его поколения в телегу с громким названием «современность» так и не успели вскочить.
Возможно, это был поступок. Каждый сам для себя решал: в конце концов, если Обломов ничего не делает, может, это и здорово? Но как-то тревожно было за их будущее. Поэтому и финал был грустным…
Это был диагноз, а не приговор: люди театра так живут давно. В неком выдуманном мире, самодостаточном, но не имеющем никакого отношения к реальной жизни.
Для священнодействия, казалось бы, открывались большие перспективы. Ведь в режиссуре вокруг еще не поддавался громкому озвучанию, но уже отчетливо ощущался кризис, и затеплилась надежда, что Каменькович в Художественном театре — это всерьез и надолго. На взаимовыгодных условиях и при благоприятных обстоятельствах.
Но после «Ю» во МХАТе грянула роковая «Гроза», которую поставил Каменькович на большой сцене, и которую сняли из репертуара, едва-едва допустив до зрителя.
Вираж в режиссерской биографии был крутым, — Каменькович покинул МХАТ.
Этот малоизвестный эпизод в биографии был судьбоносным. Ведь что было дальше, как и раньше в жизни Евгения Каменьковича — все помнят.
Блестящая педагогическая карьера в ГИТИСе и, непродолжительная, в Школе-студии МХАТ. Звание профессора и гордость педагога, для которого фамилии его учеников — как ордена за заслуги перед отечеством.
Даты официальной хроники, когда 24 сентября 2012 года он был выдвинут труппой театра, а 27 сентября назначен приказом Департамента культуры Москвы на должность Художественного руководителя театра «Мастерская П. Н. Фоменко». (Случилось ли бы это, хватило бы сил, останься он очередным режиссером в Художественном театре — кто знает?)
Собственно, если быть строгими к фактам, «Мастерская Фоменко» рождалась именно по его инициативе — из курса, которым руководил Петр Наумович Фоменко, и который для Каменьковича — родной.
В последней своей премьере — «Гигантах горы» по Луиджи Пиранделло — Евгений Каменькович продолжает начатое, по сути, еще в «Ю».
Разобравшись с тайнами творчества и местом художника в обществе, он, вслед за Пиранделло приходит к утверждению, что истина — не то, что вокруг, а то, что каждый создает внутри себя. Или в своем ближнем кругу, где границы реального и мнимого размыты, а переходы от внутренних переживаний к внешним действиям — совершенно акварельны.
Евгений Каменькович по-прежнему мастерски преодолевает любую бессюжетность и может поставить даже недописанную пьесу, — легко.
Поймать и, самое сложное в театре, передать атмосферу — с удовольствием. Он словно не ставит свои спектакли, а как будто ими дирижирует.
Пожелаем же ему всегда слышать музыку, постичь в театре всю ее гармонию и никогда не терять свою волшебную дирижерскую палочку.
Последние статьи о театре- Бенефис злободневности, Роман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государства, Ольга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?, Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии», Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра Фоменко, Сергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия», Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра Фоменко, Лариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра Фоменко, Анастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…», Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Силу веры не измерить, Юлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Силу веры не измерить, Юлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечто, Валентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головах, Елена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение», «Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Особенности русского репертуарного театра, Татьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- В астрал со стадиона, Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Русские вопросы, Алексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьера, Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Парящие над сценой, Ирина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Евгений Цыганов: Жизнь как трасса, и «каждый идет свой путь», Ольга Романцова, «Театральная Афиша», 11.2014
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |