|
Эллина Галина «Республика Башкортостан», 21.07.2015 «…Та ниточка, что связывает души»В самый разгар лета, когда театральный сезон уже закончен и на сцену лишь изредка поднимаются гастролирующие труппы, театралы получили уникальную возможность увидеть спектакль легендарной труппы театра «Мастерская Петра Фоменко».
В рамках федеральной программы региональных гастролей ведущих российских театров «Большие гастроли — 2015» актеры труппы впервые посетили столицу Башкортостана. 7 и 8 июля зрители увидели спектакль «Война и мир. Начало романа. Сцены» в постановке Петра Фоменко на сцене Русского драмтеатра, а 10 и 11 июля на сцене татарского театра «Нур» коллектив показал спектакль «Последние свидания» — композицию по рассказам Ивана Бунина «Генрих», «Речной трактир», «Натали» и «Мадрид».
Любовь бунинских персонажей трогательна, наивна, но, в то же время полна отчаяния. Они будто хотят любить, но не успевают. Чувства одолевают их, оголяя душу, как нерв. В постановке Юрия Титова актеры не просто играют любовные истории с печальным концом, они недоговаривают зрителю что-то важное, то, что сокрыто в глубине душ их героев. Они хотят кричать о своей любви на весь мир, но могут лишь шептать о ней в прокуренных вагонах поезда, в убранствах гостиничных номеров и покоях некогда счастливого дома.
Четыре истории, четыре зарисовки, которые сменяют друг друга, будто кадры кинофильма. Из декораций — лишь стена-трансформер, в которой распахиваются и захлопываются двери и окна: в них растворяются герои, то исчезая, то вновь появляясь. Эта стена своего рода портал, куда хотят спрятаться персонажи от окружающих их людей и собственных чувств. Но парадокс их бытия состоит в том, что как бы они не хотели скрыться, убежать, исчезнуть они вынуждены возвращаться в реальность вновь и вновь, пока их роль не будет сыграна до конца. Мы видим метания юного Виталия Мещерского, который, как ему кажется, влюблен сразу в двух женщин; безысходность ловеласа Глебова, который на короткий миг обрел свою любовь, а затем в одночасье потерял ее. За душевными переживаниями этих героев зритель будто подглядывает через распахнутые окна сценических декораций. За ними — то барная стойка гостиницы, то купе идущего поезда, то комната тайных встреч юных любовников. Каждая сцена подчеркнута своей особенной деталью — вспышками фонарей, раскатами молний и яркими лучами солнечного света, которые придают действию дополнительную динамику.
Лейтмотивом спектакля звучит тема необходимости обретения любви. Все мужские персонажи постановки стремились найти ее, судьба наградила их возможностью испытать это чувство, но волею судьбы или случая они не смогли по достоинству оценить его, сохранить, сберечь. Одну из возлюбленных застрелил любовник, другая скончалась в мучительных родах, а третья просто растворилась в оживленном городе. И лишь простой прохожий, томимый в начале своего знакомства с девицей легкого поведения Полькой только похотью, сумел разглядеть в ней свою любовь и решиться сделать шаг навстречу своему счастью.
Несмотря на глубокую философскую ноту, спектакль на удивление легок. Искрометный юмор и вводимые режиссером дополнительные персонажи вносят в классический бунинский сюжет долю современности и воздушности.
— Меня до глубины души тронул спектакль, — делится своими впечатлениями зритель Ирина Николаева, — я очень люблю театр, и стараюсь не пропускать ни одной постановки наших местных трупп, так что меня смело можно назвать театралом со стажем. Но «Последние свидания» меня действительно удивили. В этом спектакле все гармонично, и юмор, и драма, разворачивающиеся в жизни героев. После постановки я посмотрела на Бунина с другой стороны, захотелось взять «Темные аллеи» и перечитать, быть может, поняв все по-другому.
В спектакле «Последние свидания» говорится еще об одной важной вещи — когда человек утрачивает, казалось бы, все жизненные ценности, с ним все же остается одна из них — воспоминания, которые он хранит в своем сердце. Они могут быть яркими или мучительными и разъедающими душу, но они навсегда с ним.
Последние статьи о театре- Укол счастьем, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы», Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться», Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Сон в летнюю ночь, Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавы, Мария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- «…Та ниточка, что связывает души», Эллина Галина, «Республика Башкортостан», 21.07.2015
- Это был не сон?, Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское барокко, Павел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побег, Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы», Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- Про эльфов и людей, Антон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство», Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…», Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу Шекспиру, Григорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Иван Поповски поставил «Сон в летнюю ночь», Алёна Витшас, «Русский блоггер», 21.06.2015
- Нам здесь уже тесно, Дарья Борисова, «На западе Москвы, № 9-10, 11-12», 17.04.2015
- Рыбный день – это не только четверг, А. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Небесная ласточка, Юлия Решетова, «Атмосфера», 04.2015
- Добро пожаловать в уху, Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса, «Театрал», 30.03.2015
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |