In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Марина Токарева
«Новая газета», 28.07.2015

Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»

Известный режиссер — о том, как руководить «родственниками», о своем романе со временем и о грядущем сезоне

Театр «Мастерская Петра Фоменко» закрыл сезон. Отличным премьерным спектаклем «Сон в летнюю ночь». 9 августа будет три года, как не стало Петра Наумовича Фоменко. А осенью — три года, как Евгений Каменькович подписал контракт художественного руководителя. Как прошло для «фоменок» это время, что происходило с театром и самим Каменьковичем — в интервью «Новой».

— В театре на колонне всегда, днем и ночью, светится проекция фотографии, и кажется: Петр Наумович наблюдает за всем, что происходит. А что происходит?

— …Да, недремлющее око Фомы все время присутствует. Петр Наумович — это такой камертон, и люди, которые с ним работали, все меряют одним: это хуже или лучше, условно говоря, «Семейного счастья» или «Войны и мира»? С одной стороны, это не позволяет нам опускаться ниже некоей планки. А с другой стороны, род безумия, потому что мы же знаем: это никогда не повторится.

Первые полтора года были очень продуктивными, вышло много работ, но ни одна внутри театра не была принята «на ура».

Что бы ни происходило, все говорили: это надо еще год репетировать!.. К счастью, у меня все-таки есть право вето (хотя я со всеми советуюсь), и я не хочу, чтобы мы консервировались.

В репертуаре — 13 фоменковских спектаклей. Было оставлено 12, но мы восстановили «Безумную из Шайо», и сейчас большая группа требует еще и восстановления «Египетских ночей». Всего сейчас у нас 35 спектаклей. Еще слава богу, что мы часто рожаем (сейчас три актрисы в декрете), а то было бы постановок еще больше.

Вслед за Фоменко ушел наш замечательный художник Владимир Максимов. И вот сейчас у нас работает большая группа молодых художниц, и они все прекрасные, и надо сказать, наши горизонты очень расширились.

— Когда вы пришли на это место, сели в это кресло, сказали себе: «Вот этого я не буду делать никогда…»?

— Да, я сказал себе, что не трону ни одного человека из своего наследства. Хотя сейчас возникают ситуации, что, может быть, и надо — из-за того, что баланс между деятельностью на стороне и внутри театра становится некорректным.

— Трудно быть первым среди равных?

— Ну я ж родственниками руковожу!

— В том и проблема: в семье не без родственников. Сопротивляются?

— Конечно! Ну, уговариваешь. Долго. Очень многое научился пропускать мимо ушей. Ведь недаром Фома на одном из последних сборов труппы выдвинул лозунг «Надо терпеть!». С одной стороны, с родственниками легче. А с другой стороны, если кто-то запьет, у меня не хватит сил его выгнать. И это неправильно.

— Серия актерских постановок — компромисс переходного периода?

— Об этом я часто спорю с Юрой Бутусовым. Он всегда говорит: не надо допускать, чтобы артисты ставили! А у нас семь ставящих артистов. И это будет продолжаться. Миша Крылов выпустил «Руслана и Людмилу», и вот мы ждем показ «Школы жен» Мольера, Юра Буторин продолжает изыскания. 

— То есть теперь это узаконенное будущее?

— Но это же и есть продолжение фоменковских традиций! Фома же никогда не делал ничего просто так. Вдруг набрал первую стажировку, когда в 2006-м весь театр стал сниматься, хотя я его всеми силами отговаривал. Потом вдруг — ради творческих инициатив снизу — придумал эти «Пробы и ошибки».

И вот у нашей недавней «пробы» во главе с Сашей Мичковым очень интересная судьба. Паша Яковлев и Толя Анциферов работали у нас в буфете, учились в каком-то техническом вузе, вдруг показали свой спектакль на двоих про Маяковского. Такой, что Фома пришел к директору и огорошил его вопросом: «Ну что, включаем в репертуар?»

А теперь они окончили «Щуку», мы их взяли и еще четверых с моего курса, и возникла новая лаборатория. Они только что получили дипломы, но уже успели показать зарисовки по «Герою нашего времени». Очень неожиданные. Вот мне, например, в страшном сне не привиделось бы делать «Героя нашего времени» по-параджановски. А это было замечательное зрелище с кавказскими плясками, песнопениями. Пока понятия не имею, что с этим делать, но Ваня Поповски, который всю жизнь мечтал о «Герое нашего времени», стал судорожно его перечитывать.

— Театр Фоменко без Фоменко должен сохранять… Продолжите, пожалуйста.

— Подробность психологического рисунка. Спектакль для Фомы был дело второстепенное, а вот репетиция… Почему все так любили с ним репетировать? Потому что получали просто огромное физиологическое удовольствие. Потому что любой артист чувствовал себя рядом с ним очень сильно защищенным.

— Как соединить традиции, которые вы унаследовали, и необходимость развития?

— Мне кажется, что мы консерваторы и ортодоксы (в хорошем смысле) лишь наполовину. У нас 12 основоположников, а все остальные люди совершенно другие. Нас стало сейчас 60 человек… Прямых учеников Фоменко ровно половина. А остальные — первая стажировка (высший театральный курс для актеров и режиссеров. — М. Т. ), которой Фома сосредоточенно занимался, вторая, которой он занимался гораздо меньше, и третья, которая только слышала легенды…

Они слушают другую музыку, они смотрят другие спектакли. Например, я стопроцентно не совпадаю в списках спектаклей с Женей Цыгановым. Где Цыганов находит спектакли, для меня просто загадка. У нас несколько рок-групп, у нас очень хорошая записывающая студия Дениса Забияки, и если вы сейчас захотите записать что-нибудь, вам нужно занять очередь, потому что там, в подвале, — самая активная часть нашего театра. Они сочиняют музыку, тексты, выпускают диски, там караван-сарай все время! И моя мечта, чтобы это бурление перешло на сцену, чтобы все 60 человек имели работу.

Может быть, получится в будущем сезоне — вот сколько приказов лежит на столе, это все наши замыслы. Передо мной 16 заявок… Нас директор предупредил, что государство даст деньги на две постановки, а у нас есть деньги на четыре. А нужно — на девять, потому что я уже читал инсценировки, видел прирезки и эскизы костюмов…

И потом следующий сезон у нас спланирован как день открытых дверей для молодых режиссеров. Пригласим одного ученика Женовача, одного — Кудряшова, и одного — нашего с Крымовым. Для проб в сером и зеленом зале. Среди названий, которые предложены, — «Мамаша Кураж», «Обломов»… Главная проблема — насытить всех достойной работой. Хотя думаю сейчас, когда все наши четыре сцены встанут в строй, она наконец решится.

— Какой рецепт есть у «фоменок», чтобы «не отставать от жизни»?

— Да мне кажется, театр и не должен гоняться впрямую за реальностью. Вот Полина Агуреева все время грозится поставить Ницше. Все время в перспективе мелькает «Философия одного переулка» Пятигорского. Я горжусь тем, что мандельштамовская «Египетская марка» вернется в репертуар… Потому что я знаю группу людей, которые получают от этого неизъяснимое удовольствие. Кира Пирогов отказывается от съемок, артист, которого так любят, который технически так оснащен, продолжает копаться в прекрасных театральных мелочах. Он — ярчайший пример преданности ремеслу. От театра ведь устаешь, а он никогда не жалуется. Не зря сейчас он увлекся педагогикой, я даже немного ревную…

И еще: мы не должны серьезно к себе относиться. Как только Фоме начинали петь панегирики, у него сразу усы начинали топорщиться, он что-то на столе начинал искать, уходил куда-то.

— Что чувствуете: время вам принадлежит или оно от вас уже уходит?

— Я ощущаю себя в душе шестнадцатилетним, а в реале я понимаю, что уже оформил пенсию. И это очень смешной период, конечно. Но так сложилась моя жизнь, что я почти не общаюсь со сверстниками…

— Как? А «Камень, ножницы, бумага»? Каменькович, Женовач, Крымов — разве не собеседники и спутники?

— Конечно! Но основная жизнь происходит в институте и в театре, а тут все люди значительно меня моложе. И, может быть, это как раз причина того, что у меня пока конфликта с временем нет.

Хотя оно два раза на моих глазах сделало неожиданный поворот; первый раз все стало настолько хорошо, что я даже не поверил, что до этого дожил. А теперь еще один поворот, и все стало настолько тревожно, что я тоже не верил, что до этого доживу…

— Чему учитесь у своих студентов?

— Ну, конечно, свободе. Абсолютно другое поколение, и у меня чувство, что они не мучаются, как мучаюсь я, мы…

— Ну вот они пришли, свободные, — что дальше?

— Дальше весь фокус в том, чтобы они выбрали направление. И свой инструмент передвижения. Кому-то надо ехать на велосипеде, а кому-то подойдет только машина «Формулы 1». На нашем первом спектакле «Двенадцатая ночь» девиз был «Мы можем все!». И надо только смотреть, где пределы этого «все»!

Сейчас произошло колоссальное изменение: все 25 человек, которые учатся на режиссуре в четырех мастерских ГИТИСа, разные. И вообще очень много народу идет на режиссуру, почему они все стремятся в театры, в нищету, мне непонятно!

— Конструировать свои миры, полагаю. Что вы им прививаете, чем делитесь?

— Я жил в Киеве, и на каникулах меня мама всегда вывозила в Москву: Любимов, Эфрос, «Современник»… У меня выработалось стойкое восхищение театром. Его и пытаюсь передать. И потом все-таки я работал с Гончаровым, Захаровым, Васильевым, Фоменко, Женовачем, Буткевичем, я — ценный свидетель.

— Через каких авторов абитуриенты ГИТИСа сегодня выражают себя?

— Если судить по нынешним вступительным, многое изменилось. Ну, понятно, что Пушкин — это наше все, но Бродский его почти догнал. Цветаева — всегда, но вдруг рядом возникла Вера Полозкова. Очень резкий скачок сделал Борис Рыжий. «Братья Карамазовы», само собой, в топе. Но многие читают «Письмовник» Шишкина. И очень много Ярославы Пулинович. 

И еще мы просим читать свое, если есть: прозу, стихи. И тут начинаешь радоваться и гордиться. Потому что это не всегда про любовь, это очень часто и про судьбы страны.

— Режиссер и главный режиссер — разные профессии. Вы получили эту позицию уже зрелым человеком, это вас изменило?

— Нет. Просто первое время я успевал и сам работать, и помогать другим. А следующего года жду с опаской из-за этого количества заявок, у меня своей работой вообще нет времени заниматься.

Но я уверен, что худруков надо назначать, как Тревора Нана, главу королевского Шекспировского театра, в 28 лет. Надо рисковать. Менять вектор. Скажем, Егору Перегудову надо давать театр сейчас. Я счастлив, что Боря Юхананов и Клим получили свои театры, но — поздновато.

— Есть замечательная фраза: «Не теряйте отчаяния»! Что помогает не терять?

— Каждая удачная проба! Когда что-то получается… Петр Наумович в самые последние недели, уже серьезно больной, приходил и спрашивал: а что-то хорошее произойдет?! И глядишь — происходило!

Например, выпуск «Сна в летнюю ночь» очень кровавый был. Казалось, ничего никогда не склеится. А пришел зритель, и получился праздник. 

Может быть, самое интересное в моей жизни — дни, когда будущие режиссеры и художники перед началом сезона должны защищать свои замыслы. Если бы русский театр мог воспользоваться плодами этих замыслов! Могу штук 15«Вишневых садов» рассказать, и это будут прекрасные сады; Шекспир — любимый их драматург.

У режиссерского факультета ГИТИСа (на мой взгляд, самого интересного места в мире), откуда мы все выросли, одна главная проблема. Отсутствие времени и репетиционных помещений. Там все расписано на четыре года, там все бурлит, там всегда идет драка за право репетировать — драка!

Так что в институте по понедельникам всегда что-то очень хорошее происходит. Потому что в воскресенье можно репетировать и лекции не мешают тебе жить. В аудиторию для показов набивается всегда столько аспирантов, магистрантов. И всегда есть то, что двигает вперед русский театр…

— Чем дальше идет время, тем все более сложные и не сценические тексты вы выбираете. И как ни странно, они воспитывают, собирают труппу.

— Ну, всю жизнь ищешь пьесу! В театре я всех замучил, все время заставляю искать нового Вампилова или новую Мухину. Может, потому, что у нас театр «головастиков», и самые большие головастики — наши ведущие актрисы.

Не знаю, почему так сложилось (может, потому что мне сильно повезло с «Затоваренной бочкотарой»). Эта работа меня подвигла к тому, что в прозе тоже что-то есть, сценическое. И еще: в моей юности был только один театр — Театр на Таганке. Там работал самый главный для меня человек — Давид Львович Боровский, и все советы в жизни были от него. Я смотрел все спектакли по многу раз, а там процентов на 60—70 была проза.

— Что дальше?

— Ну вот есть такой Кристоф Рок, который привозил в Москву «Женитьбу Фигаро», ее видели наши просвещенные барышни. Мы его позвали, и он приезжал к нам со своим художником. Я вожу всех по одному маршруту: ШДИ Васильева, СТИ Женовача и «Мастерская Петра Фоменко», и это всегда праздник — везде куча знакомых и учеников. В этот раз мы еще зашли в ГИТИС, а в 16 часов там дурдом полный, и понравился больше всего как раз ГИТИС. У режиссера была идея, но как-то нам не очень подошла.

Но потом я поехал в Париж. Рок на мотоцикле ко мне приехал из Лилля, где возглавляет театр, и предложил «Атласный башмачок» Клоделя. Я прочитал и пришел в щенячий восторг: Клодель — грандиозный поэт, это гимн вере и любви, замечательные роли. Сейчас весь театр, проклиная меня, читает Клоделя…

Через год у нас получится, возможно, французский сезон: Валюс Тертелис занимается «Мадам Бовари», Кирилл Пирогов Жюлем Ренаром — «Дела семейные, прелесть расставания». Короче, наш ответ «Мистралям».

— Оставил П. Н. какие-то загадки?

— Да, для меня самый болезненный и главный вопрос: почему он бросил заниматься «Годуновым»? В последний год он провел невероятную подготовительную работу, все в театре знают, что висела простыня на 78 ролей (откуда он их взял!?), были заняты все цеха, все было распахано, готово; Володя Максимов сделал несколько макетов … И вдруг он резко остановился.

— Мера одиночества и публичности в вашей жизни?

— Ну, режиссер всегда одинок. Тут никаких иллюзий быть не может. И теперь я еще точно знаю, что возраст — это бессонница. Про паруса не буду говорить…

— Но список еще ведь не прочтен до середины?

— Нет… Кажется, не прочтен.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100