|
Дмитрий Быков «GQ», 11.11.2015 Один длинный, один короткий«Дилетант» посмотрел самый продолжительный и самый компактный спектакли уходящего годПо совести говоря, участвовать в главном театральном марафоне года – почти десятичасовой постановке «Стойкий принцип» Бориса Юхананова в «Электротеатре» – «Дилетант» побоялся. Это заядлых театралов хлебом не корми, подавай только зрелищ и катарсисов. А мне некогда: дома сериалы не смотрены, в барах коктейли не питы. Поэтому о целом судить приходится по части – жалкому четырехчасовому фрагменту, так что о какой объективности можно говорить? Одно слово – дилетантизм. Или дилетантство? Ну, вы поняли.
Зато спектакль «Смешной человек» Федора Малышева в «Мастерской Петра Фоменко» заканчивается быстрей, чем я в субботу утром успеваю вспомнить свое имя – всего за 40 минут.
Столь разительное несходство хронометража само подсказало идею сравнить две эти постановки, чего иной умный человек, пожалуй, делать бы не стал. Ну и дурак он.
СЮЖЕТ
И там, и тут в основе – классика.
Юхананов взялся за «Стойкого принца» испанского драматурга Кольдерона. Это пьеса XVII века с путаной фабулой, пересказывать которую смысла нет, потому как режиссеру от автора нужны были не столько действие и герои, сколько текстовая масса, булькающая, журчащая, то тающая, то вновь обрушивающаяся на зал.
Федор же обратился к Федору – Малышев к Достоевскому. Тут не столько сюжет, сколько почти дословное воспроизведение монолога из «Сна смешного человека», одного из самых экстатически-мистических рассказов угрюмого писателя.
ПОСТАНОВКА
Скучать вам не дадут.
Режиссер Юхананов действует с привычным мегаломанским размахом. Просторный зал «Электротеатра» превращается в грандиозную лабораторию, где ставятся человеческие опыты над зрителями. Одна и та же речевая фигура повторяется многократно разными героями (а всего в спектакле занято полсотни человек). Кто-то голый, кто-то в костюме гестаповца, кто-то вдруг запел, а кто-то – забился в нижнем брейке.
В уютном зале старой сцены «Мастерской Фоменко» дела обстоят куда скромней. «Смешной человек» – фактически моноспектакль, где актер-постановщик в метре от немногих зрителей в одиночку управляется со светом, телом и звуком. И делает это виртуозно, каждым отточенным жестом, каждым сверкающим взглядом воссоздавая нервическую энергетику произведения.
СМЕРТЬ
Оба спектакля связаны с курносой.
Действие «Стойкого принципа», по замыслу автора, происходит на кладбище. Герои постоянно мрут, но это не мешает им действовать дальше, хотя и в ином, порою жутковатом, обличье. На больших овальных экранах бегут имена людей, объединенных лишь одним – все они мертвы. По сцене порхают ангелы, скачут демоны и призраки.
Герой Малышева тоже умер. Ну, как умер – ему приснилось, что он покончил с собой. А потом ожил. Ну или не ожил, а как-то преобразился. Главное, что после всего вы чувствуете себя преображенным и максимально живым.
Последние статьи о театре- Для любви нужна любовь, Зоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва», Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачи, Нинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир», «РИА Новости», 30.01.2016
- Урок для ревнивых мужей, Ирина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жён, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- «На вручение знамени», Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизни, Борис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия», Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7, Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя», Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Звезда по имени солнце, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль», Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- «Нельзя допустить появления новых Властелин и банков Чара, Юлия Решетова, «Banki.ru», 30.11.2015
- Самоистязание Достоевским, Елена Смородинова, «Эксперт», 26.11.2015
- Сон, который вы не забудете, Ольга Степанян, «http://www.dailyculture.ru», 23.11.2015
- Проповедь смешного человека, Наталия Писанко, «Метро», 17.11.2015
- Смешной человек, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 15.11.2015
- Один длинный, один короткий, Дмитрий Быков, «GQ», 11.11.2015
- Смешной человек – это серьезно, Лариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 5.11.2015
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |