In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Елена Смородинова
«Эксперт», 26.11.2015

Самоистязание Достоевским

Мы сидим с приятелем-критиком в кофейне и решаем ребус: почему актерам и режиссерам так хочется понять Достоевского. А не, например, современного Павла Пряжко. «Ну скажи мне, — говорит друг, — зачем им именно Достоевский?» Повод для размышлений — спектакль «Смешной человек», который (угадайте по какому автору) в Мастерской Петра Фоменко взял и самостоятельно поставил молодой актер Федор Малышев. Тут стоит заметить две вещи. Первая: Федор — один из самых ярких новых фоменок, играет главные роли в «Даре» по Набокову, «Русском человеке на рандеву» по Тургеневу и «Современной идиллии» по Салтыкову-Щедрину. Вторая: в «Мастерской» есть традиция — каждый актер может попробовать поработать с любым материалом, и, если попытка окажется удачной, работа из серии «Проб и ошибок» окажется в репертуаре. Так моноспектакль Малышева оказался в афише знаменитой «Мастерской».

Сказать, что повезло, нечестно. Потому что «повезло» — неправильное слово относительно того, насколько отважно и самозабвенно Федор Малышев играет смешного человека, как честно, до выступающих на лбу сосудов, погружается в инфернально-нервическую атмосферу Федора Михайловича. Путь от желания застрелиться и способности прогнать маленькую девочку, попросившую о помощи в начале до проповеднического «Это же просто — люби других больше самого себя» смешной человек-Малышев проходит через сон, в котором он сначала умирает, а потом оказывается на некой планете, где живет любовь и счастье. Впрочем, смешному человеку удается разобраться с этой ненормальной гармонией: сначала он развращает жителей планеты, а потом раскаивается и просит распять его. Жители протестуют и обещают поместить человека в сумасшедший дом. Сон заканчивается прозрением.

Малышев перемещается по тексту фантастического рассказа Достоевского так же, как его герой в финале — босыми ногами по стеклу. Осколки разбитого бокала — для персонажа, оголенные нервы — для актера. «Бесы» — группа, придуманная Федором Малышевым для этого «концертаданеконцерта» (так жанр спектакля определяет его автор) звучит ненавязчиво-зловеще. Никакого спора с Достоевским, никакой попытки выстроить зазор между собой и смешным человеком. Добровольное самоистязание — и при этом очень русское. Видимо, не может загадочная русская душа без страданий. А значит, и без Федора Михайловича.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100