In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Светлана Бердичевская
«Экран и Сцена», 12.12.2015

Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль»

В свои 24 года Федор Малышев исполняет уже несколько заглавных ролей в театре “Мастерская П. Фоменко”. В 2011 году, будучи еще в составе стажерской группы, он уверенно и точно сыграл Санина в спектакле “Русский человек на rendez-vous” (по повести И. С. Тургенева “Вешние воды”). А за 4 года пополнил свой репертуар ведущими ролями в постановках театра: “Дар” (Годунов-Чердынцев), “Египетская марка” (Парнок), “Руслан и Людмила” (Ратмир), “Современная идиллия” (Глумов). Пришел черед собственного моноспектакля.



– Федор, почему именно “Сон смешного человека”? Что “зацепило”?


– Я перечитывал Достоевского. Все подряд. И вспомнил, что пару лет назад мой одноклассник Никита Кукушкин, актер “Гоголь-центра”, говорил мне, что не читал ничего лучше, чем “Сон смешного человека”. Я взял в руки и понял, что я просто не могу этого не сделать в театре.

Там много мыслей, мне очень близких; да и вообще, я считаю, в рассказе кроются самые важные вопросы, которые должен задавать себе человек: есть ли Бог? Возможен ли рай? И даже если не бывать раю, что выберет человек, каким путем пойдет его душа? Мой персонаж хоть и говорит, что познал истину, но все-таки, как мне кажется, он не до конца осознает, к чему пришел. Он делает только первый шаг к истине, но пока еще “болтается”. Как я, например, болтаюсь и мучаюсь… Постановка, кстати, оказалась для меня отчасти терапевтической. Часто думаешь вечером после спектак-ля: “Что я за ужасный человек? Надо бороться с самим с собой, не останавливаться”.

– Не было страшно, когда решились на моноспектакль? Считается, что этот жанр – высший пилотаж в вашей профессии. 


– Первоначально не было задачи поставить именно моноспектакль. Все рождалось именно из произведения. Я взял “Сон смешного человека”, который мне “подарил” и музыкантов, и способ актерского существования, и взаимодействие с текстом. В Александринском театре в Питере, например, тоже идет “Сон смешного человека”, но там огромное количество действующих лиц и внушительные декорации. У меня же, наоборот, не было задачи изображать солнце, звездочку, людей; мне хотелось, чтобы зритель за счет слова, музыки и еще чего-то третьего сам все это увидел. Потому что вы все это гораздо лучше представите, чем я вам покажу. В моем персонаже есть отчасти и Мышкин, и что-то от Лужина и Верховенского, что дает мне уникальную возможность сыграть их всех. Это тоже подарок.

– В программке указано, что вы и автор идеи, и постановщик. Действительно все сами придумывали и осуществляли?

– Конечно, мне помогали. Как только я прочитал это произведение Достоевского, я рассказал своей жене (Полине Агуреевой. – С. Б. ) о том, что “не могу молчать”, и мы вместе начали думать, как это воплотить. Сначала я придумал какой-то старый психологический театр, где был старинный стол, ширмы, ткани, в общем, ерунда какая-то. Было понятно, что это все не то… В какой-то момент Полина вдруг почему-то сказала, что мой персонаж – это голый человек, который взял мегафон, вышел на площадь и закричал: “Я полный идиот, но я знаю, как нам всем спастись”. “Прозвенел звоночек”, и мы начали разматывать историю в этом направлении. Вспомнили площадных проповедников и музыкантов с Арбата. Нужна была форма уличного выступ-ления или акции! Помню, посмотрел все концерты Тома Уэйтса, у которого “одолжил” несколько идей.

– Но благодарность в программке Вы выражаете группе “АукцЫон” и Леониду Федорову.

– Я просто много слушал его в это время. И мне все-таки кажется, что есть в спектакле что-то от питерского андеграунда. Музыка Федорова – это тоска, поиск смысла, отрицание действительности, желание куда-то вырваться. По ощущениям от этих композиций мы и создавали свою музыку. По характеру, по атмосфере наши аранжировки схожи с “АукцЫоном”. И еще нам хотелось сделать именно гаражный спектакль, подпольный.

– Как родилась группа “Бесы” – квартет, чья музыка полноценно существует вместе с Вами в спектакле?

– Это была шутка. Когда состоялся показ первых двадцати минут спектакля, мне нужно было как-то представить музыкантов. У меня было два названия: “Белые ночи” и “Бесы”. “Белые ночи” отпали, потому что название отдавало привкусом шансона, а “Бесы” очень точно, я думаю. Мой персонаж мечется именно среди них. 

Меня часто спрашивали разные люди: “А что вообще это за жанр получается? Концерт? Клоунада? Или это концертная клоунада?” И Полина как-то в шутку заметила: “Это концерт-да-не-концерт”. Так на афише и написали, только без дефисов.

– Вы взаимодействуете с залом еще до того, как начинается спектакль.

– Да, я всегда пытаюсь договориться с залом. Смотрю на людей, пробую запомнить лица, кому и о чем можно рассказать. У нас в спектакле нет, например, привычных театральных звонков. Я вообще не хотел традиционного театра: три звонка, поднимается занавес, рождается атмосфера. До конца непонятно, когда стартует спектакль: когда я буду готов, тогда он и начнется. Чтобы было смятение. Зрители могут разговаривать, но я все равно его начну. Подключатся – хорошо, не подключатся – будет с кем бороться!

– Задавали ли Вы самому себе вопрос: “Понравилось бы то, что я сделал, Петру Наумовичу?”

– Мне кажется, ему понравилось бы. Потому что без Петра Наумовича этого спектакля попросту бы не было. Там очень много от него, несмотря на то, что я лично с Петром Наумовичем провел совсем немного времени. Я больше общался с людьми, которые были очень близки к нему. Они все разные, у них у всех разные ощущения от театра, но эти ощущения взращены на одной почве. И конечно, очень важно, что мне помогала Полина, которая полностью росток из земли под названием “Петр Наумович Фоменко”.

Я люблю простой театр. И мне кажется, что наш спектакль именно от того “фоменковский”, что он сделан из простых составляющих. Есть слово, есть музыка, есть человек, и этого достаточно. Это очень просто и очень сложно одновременно. Наполнить все действенной природой и играть не персонажа, а тему и мысль. Именно этому и учил Фоменко.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100