|
Светлана Бердичевская «Экран и Сцена», 12.12.2015 Звезда по имени солнцеМоноспектакль – дело всегда рискованное, но как заметил однажды Константин Райкин, признанный мастер жанра, это “интересный и мужественный вид искусства”. Считается, что такое под силу только художнику с огромным жизненным и актерским опытом, которому есть что сказать, а главное – которого готова услышать публика. И, действительно, если вспомнить имена актеров, имеющих спектакли в формате “моно”, то в списке окажутся мастера высшего пилотажа: Алла Демидова, Константин Райкин, Александр Филиппенко, Олег Меньшиков, Константин Хабенский. Трудно припомнить, чтобы молодой, начинающий артист имел в своем арсенале моноспектакль. Но в театре “Мастерская П. Фоменко” рискнули и дали возможность Федору Малышеву предъявить не только весь свой актерский, но и режиссерский потенциал. В рамках “Вечеров проб и ошибок” состоялась премьера его спектакля “Смешной человек” по фантастическому рассказу Достоевского “Сон смешного человека”. Постановка идет в сером зале старой сцены, вновь открывшейся после длительного ремонта.
Федор Малышев выступил и автором идеи, и постановщиком, и единственным исполнителем. Хотя, вероятно, это не совсем верно: кроме актера на сцене присутствуют не кто иные, как сами “Бесы”. Именно так называется музыкальная группа, задействованная в этой истории.
Зрители начинают рассаживаться в зале. Нет привычных трех звонков, нет границы начала действия: босой человек в рваной майке нервно наматывает круги по сцене и всматривается в лица прибывающих, словно пытается что-то угадать по их глазам, движениям. Он почти пробегает по одной и той же траектории, очерчивая снова и снова невидимый круг. Планету? Солнце? Звезду? Звезду по имени солнце, которая затем обернется огненным обручем-затмением и будет зажигаться, гаснуть, взлетать и раскачивать смешного человека. Это – то самое солнце-двойник, которое главный герой рассказа Достоевского увидит в своем сне (сценография и свет Владислава Фролова).
Свет все еще не гаснет. Человек натягивает на себя дурацкую шапку-шлем, берет в руки мегафон и неторопливо, уверенно и тоскливо сообщает несколько раз: “Я смешной человек!” Он – зазывала, человек-рупор, человек-звуковая реклама со столичных улиц, находящийся сегодня в поиске целевой аудитории. Городской юродивый. Он должен, обязан донести до каждого то, о чем теперь знает сам – истину. Истина проста: “Главное – люби других как себя… истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не ужилась же!” Он познал ее во сне, накануне своего запланированного ночного само-убийства. Федор Малышев тонко, точно, без надрыва и болезненного упивания Достоевским улавливает не только неподъемный груз идей писателя (а в этом рассказе сконцентрированы основные направления его философии), но удивительно легко и честно, “про себя” рассказывает историю человеческого воскрешения. Здесь, безусловно, актеру помогает язык Достоевского, звучащий в наши дни очень современно, обнаруживая свою глубокую естественность: слова, словечки, стилистические ходы укладываются в обычный, будничный материал человеческой речи.
Жанр спектакля обозначен как “концертданеконцерт”: один актер и четыре музыканта (Антон Сергеев, Александр Гусев, Михаил Волох, Рафкат Бадретдинов). И есть в этом квинтете, существующем на пустой, темной, неуютной, словно промозглой сцене, что-то от формата выступления солиста андеграунд-группы где-нибудь в полуподвальном помещении питерского клуба: люди из подполья, одним словом. Музыка здесь прорывается будоражащими память ритмами “новой волны”, отзывается “просочившейся через крышу гроба каплей воды”, стонет голосом отчаявшейся девочки, просящей помощи у случайного прохожего. Она может умолкнуть от одного взгляда главного героя, а может вдруг перерасти в неуправляемую стихию.
Партитура света в спектакле проста, но объемна, выдержана в эмоционально-ритмическом ключе происходящего. Например, после самоубийства героя во сне и его слов “с выстрелом моим все во мне сотряслось и все вдруг потухло, и стало кругом меня ужасно черно” сцена (и так полуосвещенная) погружается вместе со зрительным залом в абсолютную темноту. На несколько страшных мгновений для каждого. В этой темноте фонарик вдруг поочередно начинает высвечивать два разных лица – самоубийцы и его спутника, провожатого в другой мир, на иную планету. А планета рождается при помощи прожектора, формирующего на заднике сцены луч света в виде большого круга, внутри которого оказывается обнаженный, рожденный заново “смешной человек”.
Этот спектакль из разряда тех, что невозможно до конца описать на уровне слова, а необходимо ощутить на физиологическом уровне: его пронзительную тишину и оглушающую музыку, зловещую темноту и робкий свет от карманного фонарика, который, возможно, и есть тот самый луч звезды по имени солнце.
Последние статьи о театре- Явление первое, Анастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» Мольера, Антон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математики, Алексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Школа жён, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе», Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников», Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников», Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Для любви нужна любовь, Зоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва», Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачи, Нинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир», «РИА Новости», 30.01.2016
- Урок для ревнивых мужей, Ирина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жён, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- «На вручение знамени», Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизни, Борис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия», Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7, Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя», Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Звезда по имени солнце, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль», Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |