In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Светлана Бердичевская
«Экран и Сцена», 12.12.2015

Звезда по имени солнце

Моноспектакль – дело всегда рискованное, но как заметил однажды Константин Райкин, признанный мастер жанра, это “интересный и мужественный вид искусства”. Считается, что такое под силу только художнику с огромным жизненным и актерским опытом, которому есть что сказать, а главное – которого готова услышать публика. И, действительно, если вспомнить имена актеров, имеющих спектакли в формате “моно”, то в списке окажутся мастера высшего пилотажа: Алла Демидова, Константин Райкин, Александр Филиппенко, Олег Меньшиков, Константин Хабенский. Трудно припомнить, чтобы молодой, начинающий артист имел в своем арсенале моноспектакль. Но в театре “Мастерская П. Фоменко” рискнули и дали возможность Федору Малышеву предъявить не только весь свой актерский, но и режиссерский потенциал. В рамках “Вечеров проб и ошибок” состоялась премьера его спектакля “Смешной человек” по фантастическому рассказу Достоевского “Сон смешного человека”. Постановка идет в сером зале старой сцены, вновь открывшейся после длительного ремонта.

Федор Малышев выступил и автором идеи, и постановщиком, и единственным исполнителем. Хотя, вероятно, это не совсем верно: кроме актера на сцене присутствуют не кто иные, как сами “Бесы”. Именно так называется музыкальная группа, задействованная в этой истории. 

Зрители начинают рассаживаться в зале. Нет привычных трех звонков, нет границы начала действия: босой человек в рваной майке нервно наматывает круги по сцене и всматривается в лица прибывающих, словно пытается что-то угадать по их глазам, движениям. Он почти пробегает по одной и той же траектории, очерчивая снова и снова невидимый круг. Планету? Солнце? Звезду? Звезду по имени солнце, которая затем обернется огненным обручем-затмением и будет зажигаться, гаснуть, взлетать и раскачивать смешного человека. Это – то самое солнце-двойник, которое главный герой рассказа Достоевского увидит в своем сне (сценография и свет Владислава Фролова).

Свет все еще не гаснет. Человек натягивает на себя дурацкую шапку-шлем, берет в руки мегафон и неторопливо, уверенно и тоскливо сообщает несколько раз: “Я смешной человек!” Он – зазывала, человек-рупор, человек-звуковая реклама со столичных улиц, находящийся сегодня в поиске целевой аудитории. Городской юродивый. Он должен, обязан донести до каждого то, о чем теперь знает сам – истину. Истина проста: “Главное – люби других как себя… истина, которую биллион раз повторяли и читали, да ведь не ужилась же!” Он познал ее во сне, накануне своего запланированного ночного само-убийства. Федор Малышев тонко, точно, без надрыва и болезненного упивания Достоевским улавливает не только неподъемный груз идей писателя (а в этом рассказе сконцентрированы основные направления его философии), но удивительно легко и честно, “про себя” рассказывает историю человеческого воскрешения. Здесь, безусловно, актеру помогает язык Достоевского, звучащий в наши дни очень современно, обнаруживая свою глубокую естественность: слова, словечки, стилистические ходы укладываются в обычный, будничный материал человеческой речи.

Жанр спектакля обозначен как “концертданеконцерт”: один актер и четыре музыканта (Антон Сергеев, Александр Гусев, Михаил Волох, Рафкат Бадретдинов). И есть в этом квинтете, существующем на пустой, темной, неуютной, словно промозглой сцене, что-то от формата выступления солиста андеграунд-группы где-нибудь в полуподвальном помещении питерского клуба: люди из подполья, одним словом. Музыка здесь прорывается будоражащими память ритмами “новой волны”, отзывается “просочившейся через крышу гроба каплей воды”, стонет голосом отчаявшейся девочки, просящей помощи у случайного прохожего. Она может умолкнуть от одного взгляда главного героя, а может вдруг перерасти в неуправляемую стихию. 

Партитура света в спектакле проста, но объемна, выдержана в эмоционально-ритмическом ключе происходящего. Например, после самоубийства героя во сне и его слов “с выстрелом моим все во мне сотряслось и все вдруг потухло, и стало кругом меня ужасно черно” сцена (и так полуосвещенная) погружается вместе со зрительным залом в абсолютную темноту. На несколько страшных мгновений для каждого. В этой темноте фонарик вдруг поочередно начинает высвечивать два разных лица – самоубийцы и его спутника, провожатого в другой мир, на иную планету. А планета рождается при помощи прожектора, формирующего на заднике сцены луч света в виде большого круга, внутри которого оказывается обнаженный, рожденный заново “смешной человек”.

Этот спектакль из разряда тех, что невозможно до конца описать на уровне слова, а необходимо ощутить на физиологическом уровне: его пронзительную тишину и оглушающую музыку, зловещую темноту и робкий свет от карманного фонарика, который, возможно, и есть тот самый луч звезды по имени солнце.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100