|
Антон Хитров «Ведомости», 24.02.2016 В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» МольераАктер и режиссер Михаил Крылов разыграл классическую комедию в жанре драмы, отчего Мольер сделался похож на Ибсена В Мастерской Фоменко нечасто работают приглашенные режиссеры, зато существует практика самостоятельных актерских заявок: любой артист может собрать единомышленников и представить работу на суд художественного руководства. Рано или поздно популярнейший московский театр ощутит необходимость в режиссерах другой школы, но речь сейчас о другом – «актерская режиссура» тоже способна давать плоды. Это подтверждает недавняя премьера «Школы жен» по Мольеру, поставленная артистом театра Михаилом Крыловым.
Хотя режиссер твердо намерен играть Мольера как драму, он не отказывается и от комедии. Его спектакль колеблется между театральной условностью и психологизмом, между «взаправду» и «понарошку». Актерам дозволяется заигрывать со зрителями и не скрывать собственной иронии по отношению к персонажам. Условную, игровую природу спектакля подчеркивает и то, как организовано пространство крошечной старой сцены (художник – Мария Митрофанова): исполнители работают на маленьком пятачке, окруженном с двух сторон зрительскими рядами.
Сам Михаил Крылов играет персонажа, над которым по давней театрально-драматургической традиции принято смеяться: влюбленного в воспитанницу старика (актер еще молод, но на сцену выходит без грима – в былые времена старость начиналась рано). Не то чтобы он оправдывает своего героя – да и как оправдать монстра, из ревности держащего девочку взаперти, чтобы вырастить «идеальную», послушную и верную супругу. Однако его Арнольф, бесспорно, не комический, а драматический персонаж, которому зритель может сочувствовать при всей его одиозности (притом по амплуа артист вообще-то комик). Маленький, худой, неказистый Арнольф – Крылов – мужчина с заниженной самооценкой, убежденный в своей непривлекательности; несчастная воспитанница стала жертвой его чудовищных комплексов. Подобная роль требует бесстрашия и самоиронии, тем более когда актер сам вызывается играть ее в собственной постановке.
Впрочем, Крылов – не только смелый и точный артист, но и концептуально мыслящий режиссер, что видно уже по тому, как решены другие роли в спектакле. Его партнерша Вера Строкова (Вера из «Шапито-шоу») в роли Агнесы на первых порах смущает искусственными, «поставленными» интонациями писклявой заводной игрушки, но скоро становится ясно, что только так и нужно начинать. В течение спектакля мы наблюдаем ее удивительное преображение – во втором акте девушка превосходит умом и отвагой всех без исключения мужчин. Щеголеватый Орас Дмитрия Захарова – редкий случай, когда персонажа сделали карикатурным идиотом не только смеху ради: здесь, наблюдая за любовником, можно многое понять о главной героине. Во-первых, Агнеса неразборчива. Она, как заколдованная Титания из «Сна в летнюю ночь», готова полюбить первое, что попадется ей на глаза, – просто из потребности любить. Во-вторых, своим превращением из девочки-куколки в умную молодую женщину она обязана не прекрасному принцу, а только себе. Такой Орас не в состоянии помочь ей повзрослеть – он и сам еще не вышел из пубертата – и может послужить разве что катализатором, ускоряющим ее метаморфозу.
В конце спектакля Строкова отчетливо дает понять, что ее героиня уже не ровня любовнику – когда внезапно появившийся отец объявляет ветреному сыну, что нашел ему невесту, Агнеса жестко, настойчиво требует от него решимости: «И вы допустите, Орас, со мной разлуку?» (а мысленно задает другой вопрос, обращенный уже к себе: «Того ли я выбрала?»). Растерянный, отупевший молодой человек только и может, что ответить в рифму: «Я, право, сам не свой, терпя такую муку». Естественно, у Мольера напряженная ситуация разрешается хеппи-эндом: суженая Ораса и есть Агнеса, оказавшаяся дочерью богатого эмигранта. Но героиня Строковой вряд ли поменяет одну тиранию на другую и допустит, чтобы ее судьбу снова решали мужчины: скорее всего, она пошлет их к черту, соберет вещи и уйдет куда глаза глядят. Именно так заканчивается главная феминистская пьеса мирового репертуара, «Кукольный дом» Ибсена: Строкова в «Школе жен» играет предтечу Норы, не случайно в первых сценах так велико ее сходство с механической куклой.
Последние статьи о театре- Явление первое, Анастасия Пономарёва, «InStyle», 03.2016
- В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» Мольера, Антон Хитров, «Ведомости», 24.02.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математики, Алексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Школа жён, Наталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 17.02.2016
- Учат в «Школе», Наталья Витвицкая, «Театрал», 15.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников», Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников», Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Для любви нужна любовь, Зоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва», Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачи, Нинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир», «РИА Новости», 30.01.2016
- Урок для ревнивых мужей, Ирина Шведова, «Московская правда», 29.01.2016
- Школа жён, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 20.01.2016
- «На вручение знамени», Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Рогам все возрасты покорны. «Школа жен» дала зрителям уроки семейной жизни, Борис Войцеховский, «Вечерняя Москва», 11.01.2016
- Актер Федор Малышев: «Русскому человеку нужна деструктивная энергия», Татьяна Власова, «www.teatral-online.ru», 22.12.2015
- Живут играючи: пять молодых актрис в интерактивном проекте Buro 24/7, Анастасия Каменская, «http://www.buro247.ru», 15.12.2015
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя», Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Звезда по имени солнце, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
- Федор МАЛЫШЕВ: «Хотелось сделать подпольный, гаражный спектакль», Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 12.12.2015
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |