In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Антон Хитров
«Ведомости», 24.02.2016

В Мастерской Фоменко поставили «Школу жен» Мольера

Актер и режиссер Михаил Крылов разыграл классическую комедию в жанре драмы, отчего Мольер сделался похож на Ибсена

В Мастерской Фоменко нечасто работают приглашенные режиссеры, зато существует практика самостоятельных актерских заявок: любой артист может собрать единомышленников и представить работу на суд художественного руководства. Рано или поздно популярнейший московский театр ощутит необходимость в режиссерах другой школы, но речь сейчас о другом – «актерская режиссура» тоже способна давать плоды. Это подтверждает недавняя премьера «Школы жен» по Мольеру, поставленная артистом театра Михаилом Крыловым.

Хотя режиссер твердо намерен играть Мольера как драму, он не отказывается и от комедии. Его спектакль колеблется между театральной условностью и психологизмом, между «взаправду» и «понарошку». Актерам дозволяется заигрывать со зрителями и не скрывать собственной иронии по отношению к персонажам. Условную, игровую природу спектакля подчеркивает и то, как организовано пространство крошечной старой сцены (художник – Мария Митрофанова): исполнители работают на маленьком пятачке, окруженном с двух сторон зрительскими рядами.

Сам Михаил Крылов играет персонажа, над которым по давней театрально-драматургической традиции принято смеяться: влюбленного в воспитанницу старика (актер еще молод, но на сцену выходит без грима – в былые времена старость начиналась рано). Не то чтобы он оправдывает своего героя – да и как оправдать монстра, из ревности держащего девочку взаперти, чтобы вырастить «идеальную», послушную и верную супругу. Однако его Арнольф, бесспорно, не комический, а драматический персонаж, которому зритель может сочувствовать при всей его одиозности (притом по амплуа артист вообще-то комик). Маленький, худой, неказистый Арнольф – Крылов – мужчина с заниженной самооценкой, убежденный в своей непривлекательности; несчастная воспитанница стала жертвой его чудовищных комплексов. Подобная роль требует бесстрашия и самоиронии, тем более когда актер сам вызывается играть ее в собственной постановке.

Впрочем, Крылов – не только смелый и точный артист, но и концептуально мыслящий режиссер, что видно уже по тому, как решены другие роли в спектакле. Его партнерша Вера Строкова (Вера из «Шапито-шоу») в роли Агнесы на первых порах смущает искусственными, «поставленными» интонациями писклявой заводной игрушки, но скоро становится ясно, что только так и нужно начинать. В течение спектакля мы наблюдаем ее удивительное преображение – во втором акте девушка превосходит умом и отвагой всех без исключения мужчин. Щеголеватый Орас Дмитрия Захарова – редкий случай, когда персонажа сделали карикатурным идиотом не только смеху ради: здесь, наблюдая за любовником, можно многое понять о главной героине. Во-первых, Агнеса неразборчива. Она, как заколдованная Титания из «Сна в летнюю ночь», готова полюбить первое, что попадется ей на глаза, – просто из потребности любить. Во-вторых, своим превращением из девочки-куколки в умную молодую женщину она обязана не прекрасному принцу, а только себе. Такой Орас не в состоянии помочь ей повзрослеть – он и сам еще не вышел из пубертата – и может послужить разве что катализатором, ускоряющим ее метаморфозу.

В конце спектакля Строкова отчетливо дает понять, что ее героиня уже не ровня любовнику – когда внезапно появившийся отец объявляет ветреному сыну, что нашел ему невесту, Агнеса жестко, настойчиво требует от него решимости: «И вы допустите, Орас, со мной разлуку?» (а мысленно задает другой вопрос, обращенный уже к себе: «Того ли я выбрала?»). Растерянный, отупевший молодой человек только и может, что ответить в рифму: «Я, право, сам не свой, терпя такую муку». Естественно, у Мольера напряженная ситуация разрешается хеппи-эндом: суженая Ораса и есть Агнеса, оказавшаяся дочерью богатого эмигранта. Но героиня Строковой вряд ли поменяет одну тиранию на другую и допустит, чтобы ее судьбу снова решали мужчины: скорее всего, она пошлет их к черту, соберет вещи и уйдет куда глаза глядят. Именно так заканчивается главная феминистская пьеса мирового репертуара, «Кукольный дом» Ибсена: Строкова в «Школе жен» играет предтечу Норы, не случайно в первых сценах так велико ее сходство с механической куклой.


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100