In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на сентябрь
Репертуар на октябрь
Репертуар на ноябрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Ольга Фукс
«Театральная афиша», 05.2016

Пассажиры «Последнего троллейбуса»

Евгений Каменькович любит ставить не ведомые театру тексты, а в случае с Фридрихом Горенштейном еще и следует за Петром Фоменко, который первым поставил в театре его «Детоубийцу» («Государь ты наш, батюшка»). Именно Фоменко несколько раз приносил Евгению Каменьковичу пьесу «Волемир» (она была написана по заказу Юрия Любимова, только что возглавившего Театр на Таганке), и тот каждый раз возвращал, признаваясь, что не знает, как ее ставить. Пока однажды количество возвращений к этому названию (скопившиеся машинописные экземпляры этой пьесы) не переросло в качество – премьеру.
Плановик горкомхоза Волемир Потапович (Томас Моцкус) вроде бы и пополнил собой великие ряды «маленьких человеков» русской литературы, но стоит в них особняком. Он и жертва, и какой­то фаустов перевертыш: вечно хочет блага и часто совершает невольное зло. И подсудимый, и следователь, проводящий над собой следственный эксперимент, и судья себе самому. Косноязыкий философ, собиратель камней, по которым ступала обожаемая жена Лиза (Наталья Мартынова), и разрушитель семьи, пленивший истомившуюся по любви жену соседа (Галина Кашковская и Иван Верховых), в сатиновых трусах по колено и шляпе­котелке. В этом нелепом и щемящем треугольнике есть некая «идиотская» достоевщинка (разве что советский Рогожин вместо денежных пачек соблазняет свою королеву кредитами на холодильник и стиральную машину).
Квартирка, обклеенная газетами (кажется, что ее целиком можно скомкать и выбросить), кредитный холодильник «ЗИС», в котором мерцают звезды, пляжная котлетная «Якорь», где фреска Микеланджело «Сотворение Адама» соседствует с бахромой объявлений и картонными фигурами для моментального фото – трухлявый, расползающийся по швам советский быт, сквозь который просвечивает бытие. Место встречи (да что там встречи – нерушимого союза, скрепленного хоровым пением бардов) жены и разлучницы, математика Прорезинера (Сергей Якубенко) и отставного энкавэдэшника (Степан Пьянков), на которого «в тридцать восьмом был записан наган и шелковая веревка для связывания», и прочих антиподов.
Советский морок, абсурд, наваждение мало вяжутся с расхожим представлением об оттепели 1960­х (именно к этому времени относится действие пьесы), но «Волемир» точно ведет нас в чулан повеселевшего дома, где спрятаны все «скелеты» – страхи, тоска, неприкаянность человека советского, который никуда из нас не делся.

Источник:  журнал Театральная афиша


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100