|
Андрей Архангельский «Огонёк», 27.06.2016 «Самое смешное — когда шутка не удалась»Актриса Ирина Горбачева между театром, клоунадой и 1,5 миллиона подписчиков в InstagramЗвезда Instagram, которую смотрят полтора миллиона подписчиков, актриса Ирина Горбачева рассказала «Огоньку» о прелести нелепостей и трудности их восприятия
— Главное, что поражает в истории с вашими видеоработами – неважно, благожелательные реакции или нет,– люди не понимают, с какой культурой имеют дело. «Девушка красивая, но юмор для идиотов»,– очень типичная реакция. В этой оценочной системе не хватает важного слова. Собственно, то, что вы делаете,– признанная во всем мире культура, культура абсурда. Но подавляющее большинство ваших подписчиков с ней не знакомо. И это затрудняет понимание. Вы задумывались об этом? — С одной стороны, конечно, я понимаю, что я делаю. С другой – актеру нельзя теоретизировать, когда он шутит. Нужно сосредоточиться на содержании, на том, что делаешь в данный момент. Первоначально эти сценки – результат внутренней театральной игры. Актеры между собой часто абсурдически шутят, как бы перешучивают собственных персонажей. Но для меня это было изначально опасным мероприятием. Мне казалось, что я могу получить за это по шее.
— От кого? — Получается, я эксплуатирую известные образы, мне не принадлежащие. И, в принципе, мне могут сказать: «Ира, это же няня из Трех сестер. Или – это же образ из Безумной из Шайо. И я, честно говоря, опасалась, что в какой-то момент мне это скажут. Но все оказались очень лояльны ко мне. Это все пока проходит по разряду театральных шуток.
— Вы учились в Щукинском театральном институте, наверняка с культурой абсурда знакомы. Кроме того, в театре Фоменко редкий по нынешним временам репертуар – Брехт, Джойс, Ионеско. Если все это учитывать, ничего странного нет в том, что вы так шутите… — …плюс еще одна составляющая: я фанат клоунады. Она меня интересовала с института. Я была одержима клоунадой, и после института мне очень хотелось связать свою жизнь именно с эти жанром.
— Почему? — Клоунада – чистое искусство, как музыка или писательство. Клоун – свободный художник. Сам себе и актер, и режиссер. Сам придумал, сам воплотил. Плюс если ты еще находишь единомышленников, и если это еще имеет какой-то отклик у зрителя, ты, в принципе, как поп-музыкант, независим ни от кого. В этом есть свобода. В институте и даже после выпуска я имела наглость втянуть однокурсников в одну авантюру, сделать собственный спектакль. И я успела почувствовать эту свободу, находясь на сцене.
— Когда вы пришли в театр Фоменко, у вас уже сформировался, что называется, собственный план? — Когда приходила, у меня был план, да. Я еще на отборочном туре сказала, что хотела бы заниматься клоунадой. Меня спросили: Зачем вы тогда идете в театр?. На что я ответила, что артисту нужна практика. Плюс еще место работы. К театру на тот момент я относилась как к тренажеру, наверное.
— Все это ассоциируется с бродвейской культурой, стенд ап камеди. Что-то среднее между цирком и театром… — В последние годы я задумываюсь об этом. Есть театральная публика, есть известные театры – это один род театрального удовольствия. А есть удовольствие другого рода, которое ты получаешь, например, после Снежного шоу Славы Полунина… Я поняла, что у меня сильная внутренняя потребность в невербальном театре. Он меня затягивает. Театр тела, театр жеста, в который ты вкладываешь собственный смысл. Это заставляет работать на другом уровне, без помощи слов. Меня, как зрителя, текстовым театром трудно удивить…
— Наш театр, к сожалению, не знаком с понятием телесности: взаимосвязи телесной и душевной составляющих в человеке. Все это вместе, вероятно, вас угнетало, копилось и нашло выход в этих видео?.. К счастью, благодаря интернету теперь есть возможность построить карьеру вне официальной иерархии, в параллельном пространстве. — Мы недавно разговаривали с коллегой. Я ему говорила, что вот хочется, чтобы у нас начали снимать какие-то пародии. У нас пытались, пару фильмов, но все ушло в пошлость. А он мне сказал: нет почвы для этого. Именно в России. Наверное, он прав.
— Ваши монологи пожилой актрисы – они с кого списаны? — У меня вообще-то две старухи. Одна – это Жозефина из Безумной из Шайо, а одна – няня из Трех сестер. Тут нужна предыстория. Мы были последним набором Петра Наумовича Фоменко. Когда мы в составе стажерской группы попали в театр, Петр Наумович сказал мне: Ира, давайте вы сыграете старуху. Я вот считаю, что вы сможете это сделать.
— Ого. Поучается, вас сам Фоменко благословил? — Получается. Но у меня в тот момент возникло жесткое внутреннее сопротивление. Я только пришла в театр и я не могла понять: зачем старуху мне играть вообще? Это Чехов, они все существуют в правдоподобной ситуации. .. А тут появляется какая-то ряженая девушка. Знаете, как в кино,– хорошее кино идет, а потом какой-то эпизодик не очень хороший, и магия рассыпается. Причем Петр Наумович сказал мне: Не надо морщин, ничего рисовать не надо. Просто белое лицо, платок. И я поначалу решила: Если Петр Наумович сказал, значит, надо. И на автомате первый спектакль просуществовала. А потом у меня началась внутренняя борьба. Я вдруг решила, что вообще мешаю всему спектаклю, что я там лишняя. И каждый мой выход – это нарушение магии. Это был очень для меня тяжелый период. Я даже задумывалась о пластическом гриме. Если бы лицо сделать по-настоящему старым, тогда уже я буду спокойна… И, наверное, вот этот момент бунта, внутреннего сопротивления, все сомнения в результате и вылились в этот образ. Я словно бы посмотрела со стороны на моего персонажа. В итоге я гармонии добилась. Я теперь вижу этот образ, я в нем существую, и мне там уже более или менее комфортно. И моя няня – уже не та, чеховская. Она уже моя собственная. Она может пошутить, то есть я освободилась. Это уже такой мой собственный персонаж, с которым интересно, потому что алогично. Это для меня важно – именно как слом стереотипов.
— Сценки со старухой я, например, понимаю как прощание с академической культурой. Мы не умеем расставаться с прошлым; а ваши сценки – такое уважительное прощание с прежней культурой. А другой персонаж, иностранка,- это же отстранение, главный прием Брехта. Прием, необходимый для того, чтобы увидеть мир со стороны. Как говорят – представь, что ты иностранка. — Для меня это была попытка вступить на новую территорию. Мне хотелось, чтобы у меня появился персонаж, который может выйти за пределы театра. Чтобы он мог существовать в реальной жизни. Так появилась иностранка и ее сестра Эльза. В спектакле Театральный роман я играю немку в эпизоде, няню. И моя иностранка тоже родилась оттуда…
— Она немка, англичанка? — Просто иностранка из Европы. Скорее немка или даже эстонка.
— Такая холодная. — Да. Холодная.
— И слишком серьезно ко всему относится. — Она ездит в метро, ходит по улицам, ждет автобус. Поскольку я сама в метро езжу постоянно, у меня много всего накопилось – по поводу того, что я вижу каждый день. И мне хотелось рассказать об этом не от себя, а объективно, несколько со стороны. В этом тоже есть, естественно, своеобразное удовольствие.
— Там тонкая грань, такой очень российский регистр. Размытая граница между безумием и нормой в повседневной жизни. То, к чему все уже привыкли и не замечают. — Сейчас мне в метро сложнее снимать. Меня уже узнают и, естественно, как-то сразу момент инкогнито пропадает. А мне важно, что в этот момент за тобой не подглядывают… Я не буду кокетничать, что мне на это наплевать. Нет, мне приятно, мне нравится. Но у всего есть обратная сторона медали: когда тебя узнают на улице, ты теряешь личное пространство. Уходит любимое свойство – быть неузнанным. Мало того, я теперь вынуждена носить еще и маску Иры Горбачевой. Незнакомые люди часто просят сфотографироваться, и ты не должен отказываться.
— Ваши видеоработы – они могут перейти на сцену, стать самостоятельными номерами? — Я думаю, что кое-что, например иностранка, могло бы стать одним из образов в стендапе. Некоторые образы попадают в этот жанр. Там проще спрятаться за маску. И там можно позволить себе быть не смешным. Такие вещи делал Энди Кауфман, он был мастер неполучившейся шутки. Я больше всего смеюсь именно над неудобными паузами – когда актер пошутил неудачно или публика не поняла. Люблю капустники именно в тот момент, когда там ничего не происходит. Когда ты выходишь на сцену и вдруг оказываешься каким-то нелепым дураком. Когда зал не понимает, кто эти люди, что они делают, к чему… Вот этот момент нелепости мне дороже всего.
— Ваша роль Ульяны Громовой в сериале Молодая гвардия совсем не вписывается в эту стилистику… — Ну, это совсем другая история. Честно говоря, мне трудно было в этот материал входить. Я не люблю ремейки, особенно сделанные в России. Плюс сценарий был не до конца написан. Режиссер говорил, что мы играем что-то в духе Неуловимых мстителей – приключение плюс правда. Поэтому я старалась не думать о том, чтобы соответствовать предыдущим высоким образцам, мне просто хотелось сделать правдоподобно. Не могу сказать, что как-то особенно горжусь этой работой, но, по крайней мере, не стыдно. Близко ли мне все это? Не совсем. Я не очень люблю такой драматический материал, в котором надо искренне страдать. Не то, чтобы этот жанр изживает себя… Просто, наверное, в последнее время тема войны в кино… на ней откровенно спекулируют, как мне кажется. Потому что картин на эту тему много, но вот серьезных высказываний, где что-то необычное было бы сказано, нет…
— Разные опыты, в том числе и печальные жизненные, они дают пищу актеру? — Все полезно, любой опыт. Я поняла, что душа растет только тогда, когда с тобой происходит что-то не очень веселое… Когда болеешь, когда кто-то рядом умирает, уходит. В этот момент человек года на три взрослеет. Мы называем это взрослением души. В этот момент сходит вся шелуха, все вокруг тебя становится тем, чем оно и является на самом деле. Дает ощущение реальности. Ты понимаешь, что тебя окружает, кто вокруг тебя, на чем все держится. У меня бывали такие периоды потери себя, своего центра, кто я, что я? Что я играю? Это все важно – для того, чтобы обрести себя.
— Типичный у нас окрик – вспоминая еще одного вашего персонажа, – когда ребенка ругают: Что ты кривляешься? Перестань кривляться. Мне кажется, в этот момент как раз и наносится удар по личности… Вам разрешали в детстве кривляться? — Разрешали… Но не сильно поощряли. Даже мой супруг очень долго говорил: Ира, не кривляйся, зачем ты кривляешься на фотографиях? Я говорю: Просто оно из меня идет. Такая уж я. А сейчас он понимает: благодаря этому кривлянью я не остановилась, произошло то, чего мне хотелось. Ты сразу вспоминаешь в такие моменты советы психологов: Делайте то, что вы считаете нужным. Идите туда, куда нравится.
Источник: журнал Огонёк
Последние статьи о театре- Винтаж: Братская ГЭС, Елена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокуса, Григорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисом, Глеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжить, Виктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Откуда такие цены, «Коммерсантъ Lifestyle», 19.07.2016
- Дочка мамаши Кураж, Евгения Заболотских, «Гудок», 15.07.2016
- Ирина Горбачева: «Для меня вся жизнь про то, с Богом ты или нет», Наталья Васильева, «Известия», 9.07.2016
- Режиссер Кирилл Вытоптов: «Рефлекс самоубийцы побудил меня взяться за Брехта», Юлия Чечикова, «М24.ru», 8.07.2016
- «Тополя», Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденье, Ирина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- «Самое смешное — когда шутка не удалась», Андрей Архангельский, «Огонёк», 27.06.2016
- Театр с боевыми действиями, Роман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег», «Grazia», 23.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети», Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время Брехта, Марина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши Кураж, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. Проникновенно, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохи, Наталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра Фоменко, Анастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко, «РИА Новости», 15.06.2016
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |