|
Елена Дьякова ««Новая газета»», 30.09.2016 Винтаж: Братская ГЭСГлавное в камерном спектакле на 75 минут — черно-белое кино. Ранний рассказ Вампилова (точнее — мозаика прозы, черновиков, записных книжек): Сибирь, рубеж 1960-х, влюбленный студент мается в пространстве городского парка с летней эстрадой, желдорвокзала, пивных, «сталинок» Иркутска, фанерных щитов с афишами, написанными вручную.
Спектакль Юрия Буторина, Владимира Топцова и Сергея Осипьяна (художник — Александра Дашевская) построен точно и необычно. Главное происходит на экране, в стилистике черно-белого оттепельного кино. Экран работает декорацией: из-за него, из него выходят на сцену Студент (Юрий Буторин), он же — 43-летний усталый советский ИТР (Владимир Топцов), Девушка студента, она же жена ИТР (Полина Айрапетова) и ее элегантный Спутник (Амбарцум Кабанян) — юный честолюбец 1960-х, советский денди в макинтоше, поклонник Марселя Марсо и Енгибарова, быстро сломавшийся на сибирской стройке века и бежавший домой, в Москву.
Все вроде бы о любви. То ли к жене, то ли к девушке, мелькнувшей в аллее парка. Но стильные черно-белые титры идут — каков пассаж! — под старую песню Пахмутовой «Плывут сибирские девчата навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре». И песня, несомненно, выполнявшая долг пропагандиста и агитатора в эпоху Братской ГЭС, вдруг удивляет профессионализмом… да и винтажным шармом. В крошечных ролях «Тополей» с азартом играют первые лица театра: остроносая буфетчица в привокзальном шалмане — Ксения Кутепова, Интеллигент с шахматной доской под мышкой — Евгений Каменькович, алкаш Ништяк — Евгений Цыганов. «Галерея героев 1960 года» — ох, не из Зимнего дворца взятая. Однако притягивает взгляд: Иркутскнаш.
…Тут все наше, наше все: и самодеятельное трио «Ангара» на парковой эстраде, и крепко сбитая проводница плацкарта, что катит уж суток семь по необъятной родине… И роскошный Мент конца 1950-х — в белой парадной гимнастерке, со свистком и отеческой заботой в глазу (каковая ему, натурально, не мешает упечь студента в «обезьянник»). И угловатая бухгалтерша с круглым начесом и в джерси у забора танцплощадки (в те годы еще стыдно было «стоять в сторонке»)… И сквозь зубы сказанные слова Спутника, сбегающего в Москву: «Мне надоело это вечное Будет!. Квартира — будет! Дорога — будет! Город — будет!» Как его не понять?!
И как раз под аккомпанемент этих слов топают к вагону отмороженные Геологи (Кирилл Пирогов и Олег Любимов) — два кузнечика явно университетской селекции в штормовках, колом стоящих от таежной грязи, с исполинскими рюкзаками за спиной. Два «горных поручика» (как сказали б в XVIII веке), два Ваньки-взводных нефти-газа-титана-алюминия, каскада ГЭС на Ангаре (в те годы под героические песни из репродукторов с великими трудами построенного). И всего, на чем худо-бедно стоит страна, в которой дороги, города и квартиры… ну да, когда-нибудь будут.
Вот это, пожалуй, главное в «Тополях»: черно-белое кино об оттепели. И даже — о простом советском человеке (с «Занимательной физикой» или с поллитрой в кармане), всю жизнь сдвигающем фронтир необъятной и неуютной родины к Тихому океану. За 120 рэ в месяц. С той простотой, с какой эти поколения жили. При мысли о ней сжимается горло у потомков.
Первый опыт сотрудничества кинорежиссера Сергея Осипьяна с «Мастерской Петра Фоменко» оказался удачен. Умная стилизация в духе оттепельного неореализма с двухминутными камео актеров освещена взглядом на сюжет из 2016 года. С присущим этому театру духом «отдельности» и неброской независимости от обстоятельств времени «фоменки» создали совершенно свое кино. Черно-белое… полное тонких оттенков отношения. Идет только у них.
Источник: «Новая газета»
Последние статьи о театре- Андрей Воробьёв: “Артистами нельзя командовать”, Марина Яблонская, «Городские новости (Красноярск)», 6.12.2016
- Чего не было, того не было, Зоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил», Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетах, Наталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «Тополя», Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?», Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк», Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Винтаж: Братская ГЭС, Елена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокуса, Григорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисом, Глеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжить, Виктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Откуда такие цены, «Коммерсантъ Lifestyle», 19.07.2016
- Дочка мамаши Кураж, Евгения Заболотских, «Гудок», 15.07.2016
- Ирина Горбачева: «Для меня вся жизнь про то, с Богом ты или нет», Наталья Васильева, «Известия», 9.07.2016
- Режиссер Кирилл Вытоптов: «Рефлекс самоубийцы побудил меня взяться за Брехта», Юлия Чечикова, «М24.ru», 8.07.2016
- «Тополя», Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденье, Ирина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- «Самое смешное — когда шутка не удалась», Андрей Архангельский, «Огонёк», 27.06.2016
- Театр с боевыми действиями, Роман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- Амбарцум Кабанян: «В Москве я часто оставался без денег», «Grazia», 23.06.2016
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |