|
Наталья Витвицкая «Forbs Life», 16.10.2016 Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетахForbes Life выяснил: хотя в Москве нет ни одного самоокупающегося театра, есть те, кто хорошо зарабатывает и с размахом тратит на постановкиАндрей Воробьев, «Мастерская Петра Фоменко» За 23-летнюю историю Мастерская Петра Фоменко стала одним из самых известных театров в России и мире. Три спектакля театра удостоены Государственной премии РФ, и можно сбиться со счета, выясняя, сколько у «фоменок» Золотых масок, Хрустальных Турандот, Золотых витязей, Гвоздей сезона и других театральных премий. С 2001 года управляет театром Андрей Воробьев. Это при нем театр получил новое здание, а сам Воробьев — звание лауреата премии города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Архитектура» за разработку и реализацию проекта, а также Премию Станиславского за открытие самой сцены. Воробьев провел капитальный ремонт Старой сцены, поднял зарплаты (средняя, среди основного персонала, — 81500 руб., один из самых высоких показателей). Продажа билетов по всему репертуару — выше 80%. За годы работы Воробьева театр стал вести серьезную книгоиздательскую деятельность и за собственные средства осуществлять стажировку недавних выпускников театральных институтов России. Важный момент: в театре все продумано для людей с ограниченными возможностями, — безбарьерный доступ для колясочников, антенны для усиления сигнала слуховых аппаратов, программки, напечатанные на азбуке Брайля. Само собой, это недешево. В 2015 году Мастерскую субсидировали на 207 047 700 руб., при этом доход от собственной деятельности 220 044 945 руб. В 2016 году субсидии составили 205 223 700 руб., театр предполагает заработать 288 689 602 руб. «Бюджет зарплат в 1,3-1,5 раза превышает размер государственной субсидии, выделяемой на всю деятельность театра. Размер помощи меценатов каждый год разный. Эти средства расходуются на создание новых постановок, творческие проекты, развитие материально-технической базы театра, социальную поддержку сотрудников», — рассказывает Воробьев. В год театр выпускает 4-5 новых постановок: «Золотое сечение: два спектакля большой формы и две камерных постановки. В прошлом сезоне театр выпустил пять камерных постановок и учебный спектакль, потратив на это больше 35 млн рублей». В среднем, в год театр осуществляет от 5 до 12 гастрольных поездок. В редких случаях организует гастроли сам — в основном, это приглашение стороны, которая оплачивает расходы, в том числе и гонорар, а это около 70% аншлаговой стоимости спектакля в Москве.
Олег Табаков, МХТ им. Чехова В январе 2000 года, когда Табаков занял пост директора МХТ им. Чехова, заполняемость залов была 42%. Сегодня этот показатель — 99,8%. И дело не только в том, что МХТ — одна из самых технически оснащенных площадок в стране на данный момент. Хотя ремонт проведен действительно капитальный: полностью реконструированы внутренние пространства, заново «сделан» свет, звук, климатконтроль. Плюс открыты еще две сцены — Новая и Малая. Табаков всё делал по принципу «ничего не делать театру в убыток» — все судьбоносные для театра изменения происходили, не мешая плотному творческому графику (5-7 премьер в год). В ближайших планах — открытие филиала МХТ на проспекте Андропова. Уже завершен нулевой цикл строительства, открытие запланировано на 2019 год. «Если он что-то обещал, можно об этом не думать», — говорят про Табакова в его ближайшем окружении. Благодаря железобетонному авторитету директора театр спонсируют Сбербанк, ВТБ24, компания Bosco и Трансмаршхолдинг. Бывают и «разовые» спонсоры. Мебельная фабрика «Мария» обеспечила декорации для спектакля «Иллюзии» Виктора Рыжакова (нужна была мобильная кухня, полностью разборная, но функционирующая: с духовкой, краном, плитой). Однако львиную долю годового бюджета МХТ берет на себя государство. Сегодня это приблизительно 400 млн рублей. Заработок от продажи билетов – тоже около 400 млн рублей. Театр не просто окупает расходы, он зарабатывает.
Кирилл Крок, Театр им. Вахтангова Шесть с половиной лет назад, до назначения Кирилла Крока директором, состояние дел в театре критики описывали оптимистичным словом «развал». Крок предпочитает называть это «спящим режимом»: «Я оценил состояние как хорошее, — рассказывает он в интервью Forbes Life. — Но в театре было множество неразрешенных организационно-технических проблем, плюс оплата актерского труда и продажа билетов». Крок начал с построения системы реализации билетов – «эти средства можно пустить на увеличение оплаты труда сотрудников, купить новое оборудование сцены, сделать ремонт и многое другое». Что, собственно, и было сделано. Средняя заработная плата при Кроке выросла до 101350 рублей. Это самые большие цифры в отрасли культуры. Годовой бюджет на 2015 год выглядит так: субсидии на выполнение государственного задания (показ спектаклей и гастролей) – 204 159 000 рублей. Грант Президента – 31 650 000 рублей. На капитальный ремонт театр получил разовую субсидию от государства (около 8 млн рублей). При этом Вахтанговский хорошо зарабатывает: Доход театра за 2015-й составил 525 млн. Это в 2,5 раза больше, чем было получено. Что касается спонсорских денег, то их доля в общем бюджете Вахтанговского театра на удивление невелика — примерно 7 млн рублей в год. А стоимость одной вахтанговской постановки — 10-16 млн рублей. Среди долгосрочных целей Крока: «Удержать художественный уровень, организовать летние гастроли театра в Америке и принять участие в проекте Русский театр в Лондоне. И, конечно, завершить ремонт Симоновского театра, который станет филиалом Вахтангова». Судя по всему, строительство вахтанговской «империи добра» – это не просто абстрактная идея, не раз высказанная Кроком в различных интервью, а вполне реальная и близкая перспектива.
Владимир Урин, Большой театр Урин вступил в должность директора главного театра страны в июле 2013-го: «Я начал работу со знакомства с людьми, дальше определился с теми, кто составляет ближний круг. Было чрезвычайно важно, чтобы те, кто здесь работает, разделяли мою точку зрения на развитие театра. Часть людей ушла сама. Часть ушла по нашему обоюдному желанию. Большой — это корабль с устоявшимися традициями, как прекрасными, так и не очень. Как всякий живой театр — с проблемами, с замечательными, хорошими, средними и плохими спектаклями». С приходом нового директора сменились и музыкальный руководитель (им стал Туган Сохиев), и руководитель балета (Сергею Филину не продлили контракт, пригласив Махара Вазиева). Большой театр прописан в госбюджете отдельной строкой: «Конкретные цифры я бы не хотел называть, потому что они год от года варьируются». Госсубсидии (в бюджете РФ на 2016 год на Большой «выписано» 4,585 млрд руб.) — это только 70% от годового бюджета театра. Что подразумевают остальные 30%? «Одну пятую этих денег мы получаем от спонсоров, а четыре пятых зарабатываем сами», — говорит Урин. В течение года Большой выпускает восемь премьер. Цена одной постановки — 50 млн рублей. Средняя заработная плата артистов – солистов балета – около 230 000 руб., оперы – 160 000 руб. У кордебалета в среднем — 150 000 руб. С приходом Урина Большой театр вновь стал воевать с билетными спекулянтами — упорядочили систему организации продажи билетов. «Я часто получаю возмущенные письма зрителей, — говорит Урин. — Мне пишут Доколе!. И я абсолютно согласен с ними – доколе! Но приведу пример. В эти дни была продажа билетов на новогодние спектакли балета Щелкунчик. Мы, понимая, что будет ажиотаж, мобилизовали охрану, сотрудников полиции и даже ОМОН, который в четыре утра выстраивал очередь. Люди в очереди вели себя предельно неспокойно — только вызов ОМОНа их как-то угомонил. Перекупщиков в очереди было много, но ничего поделать с этим нельзя. Я прекрасно понимал, что эти люди куплены теми, кто занимается перепродажами – в большинстве своем, это студенты. Мы знаем, что они не для себя покупают, но у нас нет права не продать им билет. Нам говорят: продвигайте через интернет. Но и там этот билет найдут перекупщики. В системе, которую предлагаем мы, хотя бы ясно, что рядом с перекупщиками есть большое количество подлинных любителей балета, которые отстояв очередь, смогут попасть в театр. Пока есть дефицит, к сожалению, эта ситуация будет сохраняться». Директор Большого видит решение проблемы в увеличении цен на билеты, но тут же оговаривается, что у нас в стране она не применима: «Надо сделать цену на билет реальной, соответствующей спросу. Тогда цена на билет будет в два-три раза выше, чем сегодня. Перекупщиков тогда не будет. Люди будут покупать билеты в кассе, и платить за них. Но по социальным и этическим соображениям это невозможно»
Источник: «Forbs Life»
Последние статьи о театре- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сцене, Анна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- У вас родится Геркулес, Ольга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Кристоф Рок: «Русские гораздо романтичнее французов», Наталья Васильева, «Известия», 23.02.2017
- Библиотека приключений, Вадим Рутковский, «coolconnections.ru», 20.02.2017
- Обратная сторона любви, Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Испанцы в Дании не дают скучать, Алексей Ширинкин, «Metro», 14.02.2017
- Во всех подробностях, Лариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- Кристоф Рок: театр это всегда открытие, Наталья Курова, «РИА Новости», 31.01.2017
- Любовь, только любовь, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 30.01.2017
- «У нас с русскими разные уши» — и другие открытия французского режиссера в Мастерской Петра Фоменко, Яна Жиляева, «ForbesLife», 30.01.2017
- «Мыло» времен Наполеона, Светлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Как хулиганил Фоменко, Зоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- Андрей Воробьев: «У Мастерской Фоменко нет свободного времени», Валерий Яков, Виктор Борзенко, «Театрал-online», 13.12.2016
- Андрей Воробьёв: “Артистами нельзя командовать”, Марина Яблонская, «Городские новости (Красноярск)», 6.12.2016
- Чего не было, того не было, Зоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил», Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Идите вы в кассу: директора московских театров о том, как собрать аншлаг и заработать на билетах, Наталья Витвицкая, «Forbs Life», 16.10.2016
- «Тополя», Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- «С каких пор любить свое отечество стало стыдным?», Наталья Витвицкая, «Коммерсантъ Lifestyle», 3.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк», Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |