In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Анастасия Каменская
«Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016

«Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»

Интервью с художественным руководителем Мастерской Петра Фоменко Евгением Каменьковичем

Евгений Каменькович сидит в кресле в своем светлом кабинете, спрятавшемся в закоулках коридоров нового здания театра, и слегка задумывается перед тем, как ответить на вопрос о себе. Говорить о других — артистах театра, режиссерах, студентах ГИТИСа и, разумеется, о Петре Наумовиче Фоменко — он явно любит больше. Один из немногих, Каменькович успевает не только управляться с собственным театром и выпускать премьеры, но ходить на спектакли коллег и зорко следить за тем, что происходит с современным русским театром вообще. О том, чем Мастерская Петра Фоменко отличается от других, что происходит с новым поколением и каких сюрпризов ждать от «фоменок» в этом сезоне, мы и поговорили с художественным руководителем театра.

— Новый сезон уже два месяца как начался, но поговорить про итоги предыдущего, 23-го для театра по счету, все-таки хочется — вы выпустили пять премьер, открыли после ремонта Старую сцену. Каким этот сезон был для Мастерской Петра Фоменко?
— Мы всегда придумываем сами себе какие-то сложности, а иногда они возникают сами. Успех нашего предыдущего сезона (речь идет о 22-м сезоне.— “Ъ”), я имею в виду спектакль «Сон в летнюю ночь», был совершенно невероятный. И не то чтобы мы испугались, но тем не менее очень долго не могли сообразить, что же нам играть на большой сцене. Поэтому мы выдумали внутренний девиз, что этот сезон будет под микроскопом и все наши премьеры состоятся только в камерном пространстве — на Старой сцене и на Малой сцене в новом здании. И сейчас мне кажется, что это было правильно. Кстати, хочу вас поправить и сказать, что премьер, я считаю, у нас было не пять, а шесть. Шестая — наша последняя работа, чистая и душевная, по рассказам Юрия Казакова, была поставлена нашей третьей стажерской группой, нашими самыми молодыми артистами. Я, честно говоря, ими очень горжусь, потому что они это делали безо всякой помощи: сами придумали, сами сочинили инсценировку, сами рассказали, какие должны быть декорации, сами записали всю музыку — режиссерский факультет ГИТИСа и Щукинское училище очень хорошо сработали и могут гордиться своими выпускниками. Но, к сожалению, мы не получили прав на исполнение этого произведения. Такое с нашим театром случилось впервые, и ситуация мне кажется не очень-то справедливой. Вообще нас можно обвинять в чем угодно. В том, что мы отстаем от жизни, что мы на пять шагов назад от театрального процесса. Случиться может всякое, но как-то мне кажется, что Мастерская Петра Фоменко все-таки не может выпустить некачественное произведение. Впрочем, те, кому принадлежат права на тексты Казакова, спектакль даже и не посмотрели. Все последние месяцы я только об этом и думаю — слишком уж несправедливо.

— А если вспоминать те постановки, которые выходили в течение сезона,— давайте немного поговорим о каждой?
— Вообще надо сказать, что театр у нас строится не совсем так, как обычные театры, где все назначается сверху. У нас с легкой руки Петра Наумовича, который придумал все эти «пробы и ошибки», любая инициатива доводится до спектакля. И поскольку театр у нас очень читающий, очень такой интеллигентный, «пробы и ошибки» бывают разные. Начали мы с дикого хулиганства Феди Малышева и наших музыкантов с Достоевским — «Смешной человек». Достоевского не очень часто так делают, чтобы с мини-оркестром, и чтобы один артист, и чтобы так коротко, однако очень насыщенно и с такими множественными смыслами. И потом пошло-поехало. У нас был долг перед Мольером, я считаю, и теперь мы его выплатили. (Смеется.) Команда во главе с Михаилом Крыловым поставила полноценного Мольера. И «Школа жен» настолько нашла отклики в наших душах и душах зрителей, что, поскольку у Мольера есть продолжение этой пьесы, мы стали усиленно обсуждать, не разобраться ли, чем там все закончится.
Мне кажется, мы можем гордиться, когда в наших премьерах есть какой-то фоменковский след. Горенштейна для российского театра открыл именно Петр Фоменко, а теперь мы первые в мире поставили «Волемира». Вдвойне здорово, что там появляется герой, который вроде и не герой. Ведь герой на сцене всегда в каком-то позитиве трактуется, а там Волемир, вокруг которого крутится все действие,— человек и с положительными, и с отрицательными качествами, сильно портящий жизнь и себе, и другим. И я вот такого рода характеров, героев в русском театре давно не видел. Некоторые работы у нас длятся годами. Например, уже три года прошло, как Владимир Топцов принес маленький, на полстраницы, рассказ Вампилова «Тополя», я даже не помнил, что у него есть такое произведение. И спустя это время появилась одноименная постановка, в которую Владимир Топцов и Юрий Буторин, выступившие режиссерами, включили тексты и из других рассказов, и из дневников, писем Вампилова, что-то дописав и от себя. Мы сделали маленькое открытие — спектакль-кинофильм. Оказывается, можно не приходить каждый вечер в театр, но если ты снимешься в фильме, который будет идти весь спектакль, то ты вроде и участвовал. (Смеется.) В «Тополях» появляется добрая половина театра, даже я — и это будет предметом шуток на много лет вперед — хотя формально на сцене только четыре человека. Вампилов, строго говоря, не получил адекватного сценического воплощения. Может быть, время было такое. Все мы понимаем, что он был, а какие-то великие спектакли можно пересчитать по пальцам одной руки. И наконец, у нас никогда не было Брехта. Я уже много раз говорил в интервью, что меня как человека очень печалит, что Бертольт Брехт, судя по всему, сейчас самый главный драматург, потому что все, что происходит в мире, все эти конфликты, очень созвучно его текстам. Главное в Брехте — это его антимилитаризм, и мне нравится, что мы сделали Брехта негромкого. Когда Кирилл Вытоптов принес «Мамашу Кураж», он все рвался на Большую сцену, но поскольку я вначале не очень понимал, чего он хочет, мы перестраховались, и в результате правильно, что мы играем на нашей Старой сцене, потому что это спектакль камерный, но оттого не менее смысловой. И здорово, что в «Мамаше Кураж» мы обошлись без повозки. Вот уже хотя бы это здорово. (Смеется.) И еще не могу не отдать должное нашей дирекции. При всей сложной финансовой ситуации, в которой находится любой театр в нашей стране, они нашли какие-то внутренние резервы, и у нас появились свои музыканты. Их пока мало, но я думаю, что со временем их будет больше.

— У вас же вообще в театре есть собственная звукозаписывающая студия?
— Да, у нас внизу, в подвале, есть студия Дениса Забияки. По-моему, она не затихает ни на секунду. Там, кажется, даже есть очередь. И днем, и ночью кто-то что-то репетирует, записывает. У нас ведь и собственные музыкальные группы есть — LosiKenguru, например. Я, признаться честно, очень радуюсь, когда наши артисты реализовывают свои «вторые любови» не где-то на стороне, а прямо в театре. И конечно, горжусь, когда кто-то снимается в кино, но ревную — вы даже себе не можете представить как.

— А если говорить о планах на новый, уже начавшийся сезон? Ждать ли возвращения премьер на Большую сцену?
— Уверен, наша сцена достаточно отдохнула. (Смеется.) В этом сезоне она уже простаивать не будет. Во-первых, надо сказать, что к нам вернулась Полина Агуреева после долгого отсутствия длиной в два сезона. А вместе с ней вернулись и многие спектакли, в том числе и те, что идут на большой сцене: «Бесприданница» и «Гиганты горы», а также «Пять вечеров», «Белые ночи» и «Одна абсолютно счастливая деревня». Очень мы соскучились по ним. 
А во-вторых, мы запланировали шесть премьер и в шутку называем этот сезон французским. 
Первой из них будет спектакль «Испанцы в Дании» по «Театру Клары Гасуль» Проспера Мериме. Наш актер Кирилл Пирогов уже не в первый раз выступит в качестве режиссера, в спектакле будут задействованы все наши нынешние стажеры. Надеемся, что премьеру сыграем уже в конце ноября. Мы очень ждем, что Иван Поповски — автор «Алисы в Зазеркалье» — поставит новую сказку. И опять-таки в ней поучаствует наша третья стажерская группа, она создает основу этой сказки.
Сейчас, когда международные связи рушатся и есть всякие там запрещения, мы замахнулись на международный проект. Поскольку первая страна, которая протянула нам руку помощи, когда в начале истории нашего театра у нас не было даже собственного помещения, была Франция, то, что сейчас у нас появится французский спектакль, кажется мне очень символичным и симптоматичным. Кристоф Рок, который несколько лет назад приезжал во МХАТ с «Женитьбой Фигаро», ставит «Амфитриона». Я таких человечных спектаклей по «Женитьбе Фигаро» вообще не видел в своей жизни, поэтому мне кажется, что он очень близкой с нами крови, к тому же он приезжает с огромной командой. Мы очень много ждем от этого сотрудничества.
А весной главный авангардист нашего театра Федор Малышев покажет крайне экспериментальную постановку по «Мертвым душам» Гоголя.

— Теперь ведь у вас появились еще и «неспектакли». Что это такое?
— Да, у нас в этом году будет много разных историй, они уже начались: киноклуб, поэтические вечера, лекторий и много всего разного. К нам уже в сентябре приходил в гости Юрий Норштейн, историк кино Наум Клейман прочитал лекцию про Эйзенштейна и показал совершенно уникальные кадры из его фильмов, которые порезала цензура. Только что мы открыли выставку Эрика Булатова, он лично приехал из Парижа на открытие, и для нас это просто невероятное событие. Семь его литографий будут висеть у нас в фойе до середины декабря. Мы уже, по правде говоря, сами себя немножко загнали в тупик, потому что скоро будет совсем непонятно, что сделать в следующий раз, чтобы как-то соответствовать той высокой планке, которую мы сами же и поднимаем. Впереди у нас поэтические вечера с Сергеем Гандлевским, Тимуром Кибировым, лекция о Пушкине Дмитрия Быкова, встреча с мультипликатором Андреем Хржановским — планы уже на целый сезон, и мы не нарадуемся. Приятно, что на все эти встречи приходят наши артисты, задают вопросы, как-то участвуют в разговоре — значит, мы все делаем не зря.
Для нас, честно говоря, это очень важно. Традиционно Петр Наумович, когда был жив (но я думаю, что он и сейчас оттуда этим руководит), всегда приводил на все курсы ГИТИСа интересных людей. Поэтому это очень фоменковская традиция. А в нынешнем году я, признаться, просто горжусь своим театром, что мы сумели договориться с таким количеством выдающихся людей. Вот я тут самый старый, и мне самому все безумно интересно. Поэтому мы это называем «наши университеты». Очень важно, что пока артисты репетируют, «контора» — административная часть театра — все придумывает. И мы в художественной части этим только восхищаемся и наслаждаемся.

— И возвращаясь к разговору о предыдущем сезоне, хочу спросить вас как художественного руководителя и режиссера, который очень любит ходить и даже ездить по другим театрам. Какие постановки вы сами бы выделили?
— Да, действительно, я один из немногих режиссеров, которые очень любят смотреть другие спектакли и даже ездить за ними. Для меня на первом месте «Гамлет» Льва Додина. Вообще я еще после «Вишневого сада» заподозрил, что Лев Абрамович что-то такое с собой сделал, что у него открылось второе дыхание, потому что я и в «Вишневом саде», в хорошем смысле, его не узнавал, а уж в «Гамлете» у меня возникло такое ощущение, что я видел спектакль очень молодого, художественно наглого режиссера, который взял и перелопатил всю пьесу. И перелопатил в поисках смысла, имея на это полное право. Давно не видел, чтобы автор спектакля был так беспощаден к главному герою и вообще ко всем действующим лицам этой истории. Своего Гамлета он совершенно не оправдывает. Додин собрал лучшие силы своего театра, мне кажется, там все абсолютно на своем месте. Вообще лично я всегда переживаю, что в театре надо кого-то назначать на маленькие роли. Это всегда проблема. Если еще не дай бог массовка — эти слова я очень не люблю и стараюсь избегать. А в «Гамлете», там каждый винтик механизма необходимый и правильный. Еще здорово, что они обошлись без технического прогресса — это именно такой драматический высокопсихологичный театр. Я верю, что люди спорят об этом спектакле. Такого Гамлета, наверное, не жалко. На меня спектакль произвел очень серьезное впечатление. Я Льву Абрамовичу сказал, что режиссерский факультет ГИТИСа присвоил ему кличку. Он так напрягся. Я говорю: «вы теперь Камертон». (Смеется.) Если говорить про сезон, он во всех театрах был достаточно активным. Для меня важно, думаешь ты про спектакль после увиденного или нет. Вот я когда ехал в поезде, все думал и думал, всем рассказывал много раз и продолжаю думать, потому что это такой серьезный художественный и гражданский поступок со стороны театра.

— Если говорить о ГИТИСе, о режиссерском и актерском факультете, хочется вас как профессора ГИТИСа спросить о молодом поколении. Часто ведь говорят, что оно совсем иное — не только в театре, а вообще. Замечаете ли вы какие-то перемены?
— Вы знаете, я не могу точно сформулировать. Я понимаю, что оно иное, но я до сих пор не понимаю, чего оно хочет. Я точно знаю, что его идеал — вернее не идеал даже, но человек, на которого они — эти молодые люди — равняются, это Юрий Бутусов. Это даже не обсуждается. Юрий Николаевич более всего соответствует их языку. Я чувствую, что это какие-то максимально свободные люди. Все-таки, когда мы учились, мы были обременены в хорошем смысле историей советского театра, я до сих пор знаю все про МХАТ, и так далее, и я верю, что все в русском театре выросло из МХАТа.  Но фокус заключается в одном, смогут ли они эту свою свободу выразить через художественные образы на сцене. В разговоре они прекрасны. Мы ведь учимся вместе с художниками Дмитрия Крымова, и при поддержке молодых художников на стадии защиты замыслов все звучит просто великолепно. Пока они учатся, у них очень многое получается, потому что они работают со своими сверстниками. Но этот проклятый переход к взрослому театру — все-таки наша театральная система не такая гибкая, мне кажется, она не очень ждет этих молодых людей — он остается. Театры все время вроде просят — пришлите нам, пришлите, но все хотят гарантированный результат. А ведь понятно, что если человек приходит с чем-то новым, это может и не быть принято. Нужно иметь терпение. По-моему, самый крупный работодатель нашей страны — Олег Павлович Табаков, у него как раз всегда хватало и хватает терпения. Вот начиная даже с Миндаугаса Карбаускиса. Он их берет к себе в театр и дает спокойно вырасти, один, второй спектакль поставить, третий. А тот же Карбаускис сейчас делает то же самое с Никитой Кобелевым. Видно же, что Кобелев растет как на дрожжах, потому что худрук доверяет. Очень хочется помогать молодым. Вот мы с Сергеем Васильевичем Женовачом даже стали специально членами президиума гильдии режиссеров, чтобы иметь такую возможность. Не знаю, получается ли это у нас или нет, когда мы распределяем разные гранты, но знаете, молодым режиссерам ведь нужна общетеатральная поддержка, потому что молодость не всегда права, мы-то уже это понимаем. Тем более что система не совсем отлажена. Первый свой шаг в институте они всегда делают прекрасно. Дипломами своими. А вот второй бывает уже под вопросом. И если людям в театре верят, то у них все получается. А если их проверяют на вшивость, выдержат — не выдержат, то тогда результат может быть и такой, и сякой.

— Сейчас многие выпускники — из последних примеров «брусникинцы» или «рыжаковцы» — не расходятся по театрам, а остаются единой мастерской. Это меняет театральную систему, о которой мы говорим?
— Это такой очень хороший вопрос про изменение театральной системы — и я снова буду говорить на примере ГИТИСа. Вот, например, выпустилась мастерская Хейфеца. И поверьте мне, что они с их репертуаром имеют абсолютное право остаться театром. Понятно, что нельзя, чтобы каждый курс становился театром, хотя по мне это и неплохо. Наши тяжеловесы из театрального отдела все время утверждают, что в Москве очень много театров, а в моем понимании в Москве слишком мало театров. Но это уже вопрос государственной политики и государственного финансирования, того, кто их будет поддерживать и как. Я до сих пор не понимаю, на какие деньги существуют и «брусникинцы», и «рыжаковцы». Но МХАТовцы большие молодцы, они очень хорошо умеют освещать свои успехи.
Мне кажется, должны быть условия здоровой конкуренции, в каждом микрорайоне — свободная площадка, и там люди — хотите рок-группу, хотите театр, ведь столько инициатив, а людям в буквальном смысле негде ими заниматься. К сожалению, и в институтах во всех мы играем в такой «мини-футбол», там все такое маленькое, камерное. Я приветствую создание любого театрального организма, лишь бы у этого организма был толковый лидер, который знает, зачем он это сделал. Потому что если создавать новый театр только ради того, чтобы пробиться, чтобы получить роли в кино, это совсем другая ситуация. Ведь все-таки традиционно театр в России — это какая-то миссия, правда? Миссия — громкое слово, но я уверен, что это так. На вступительные экзамены люди приезжают из черт-те-каких уголков, и это уникальные люди. Мест на курсе мало, ты берешь, ошибаешься или не ошибаешься, но страной в любом случае можно гордиться. Я вообще все время думаю, когда же уже эти потоки в театральные вузы иссякнут, а они все не иссякают. Значит, этот вид человеческой деятельности важен? Совсем не лишне ведь поддерживать то, что важно.

— Вступает ли должность художественного руководителя театра, которую вы занимаете, в противоречие с призванием режиссера? Художественный руководитель должен ведь не только ставить, но и….
— Еще как вступает. Вот я понимаю, почему Галина Борисовна Волчек — у нее был какой-то период — много лет не ставила. Она подставляла плечо, брала под локоток всех, кто там работал. Я думаю, что в небольшом театре это делать легче, понятнее. А мы разрослись, у нас уже 56 артистов, а всего в театре работают почти 400 человек, хотя он строился для 80. У нас очень тесно, и в этом году бывали такие ситуации, когда я вместо того, чтобы заниматься будущей своей постановкой, вникал в проблемы другой работы, и это, конечно, очень тяжело, потому что ты обязан быть деликатным, но это просто выматывает нервы. Поверьте, это очень вредная работа, она, конечно, дает такую вроде независимость, но вместе с тем, когда я был просто педагогом, просто режиссером, мне жилось намного легче и веселее. А сейчас все-таки ответственность такая… Наверное, есть люди, которые к этому относятся легко, но я, к сожалению, переживаю. К тому же поскольку театр практически на 90% состоит из твоих «родственников», которые или заканчивали курсы Фоменко или стажировались у него, то ты все знаешь про них и поэтому не можешь к ним относиться жестко, что неправильно. Но я пытаюсь в себе эту жесткость воспитать.

— А как вы считаете, какими качествами должен обладать художественный руководитель театра? Их вообще можно определить?
— Художественный руководитель театра должен быть талантливым. Все, не должно быть у него никаких качеств. Вот, например, как было сложно поначалу в театре им. Вахтангова, не все принимали Римаса Туминаса, выступали против, писали письма, а сейчас ему и доказывать ничего не нужно. СМИ нам говорят: самый успешный ныне театр — театр им. Вахтангова. И это же во многом благодаря Римасу, но так не было с самого начала. Мне кажется, что если руководитель талантливый, то все будет.

— Какие ваши качества вам помогают в этой должности, а какие мешают, если проанализировать?
— Я бы не хотел говорить про себя. Я пытаюсь относиться ко всему происходящему честно. Вообще мне кажется, мне надо себя больше любить. Потому что я слишком переживаю за всех. Многие считают, что это недостаток.

— Хочется еще поговорить с вами про имидж, образ Мастерской Петра Фоменко. Объясню этот вопрос. Вот, например, если зритель заходит в театр, то первым делом видит капельдинеров в костюмах, повторяющих эмблему театра. Это говорит о том, что такие вещи вы продумываете.
— Первое и главное, что сидит во всех актерах,— это то, что не нужно суетиться, спешить. Петр Наумович ведь сформулировал какие-то заветы, которые переросли в наши ценности. Все мы знаем, что он никогда не торопился. Он репетировал столько, сколько надо. И мне кажется, что у нас люди стараются не суетиться. Это главное. Может, поэтому этот театр замешан, воспитан на классике, и я, который обожает современную драматургию, пока никак не могу привить всем любовь к современным буквам, к современным текстам. Потом, у нас думающий театр. Возможно, слишком много думающий, у нас артисты читают много, очень много книг. 
И еще я считаю, что у нас самый лучший директор. Он (Андрей Воробьев — директор Мастерской Петра Фоменко) всегда делает так, что люди растут внутри театра: взял, к примеру, капельдинером, потом сделал администратором. У нас очень молодой коллектив, что тоже важно. Инициатором появления жилеток, перекликающихся с нашей эмблемой, были как раз директор и его заместитель Мария Чистякова, они все придумали, организовали. Я когда слышу, что в других театрах есть конфликты между директором и творческой частью, у меня волосы дыбом встают, потому что даже не понимаю, как в этих условиях можно работать. Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху куда-то кого-то назначил. Такого не должно быть в наше время, мы ведь все-таки про искусство, про театр говорим. 

Источник: «Коммерсантъ Lifestyle»


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100