|
Татьяна Власова «Театрал-online», 15.04.2017 Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Все новые роли Полины Кутеповой (в «Фантазиях Фарятьева», «Мамаше Кураж», «Амфитрионе») стали событием театральной жизни. Подробнее о своем нынешнем этапе в жизни, о надеждах и сомнениях ведущая актриса «Мастерской Петра Фоменко» рассказала «Театралу»
– Предложение Кирилла Вытоптова сыграть в «Мамаше Кураж» вы приняли как вызов? – Как возможность потерять равновесие. .. Прежде всего, потому, что брехтовская драматургия очень непривычная вообще для русского театра и для «Мастерской Фоменко». К тому же, приглашенный режиссер, тем более молодой – это в моем случае испытание. Мне сносило крышу. Какие-то вещи я до сих пор не могу принять и понять. Но в результате этой авантюры под названием «Мамаша Кураж» нам удалось оторваться от всего знаемого и привычного и сделать несколько шагов в сторону Брехта – вышел спектакль, совершенно не похожий на театр Фоменко.
– Почему происходит деградация Кураж: от успешной бизнес-вумен до бабки-старьевщицы? Она не может приспособиться к миру? – Наоборот, может. Ее талант как раз в приспосабливаемости и выживаемости. Она, как таракан, выживет и после ядерного взрыва. Для меня это история разрушения личности. Но я подозреваю, что каждый зритель может прочитать свою историю. Допустим, моя мама, когда посмотрела спектакль, сказала: «Ну, она же должна жить…» То есть для нее это, наоборот, очень оптимистичный финал, для моей мамы, у которой жизненного опыта в сотни раз больше, чем у меня.
– Может ли она сказать про себя: «Я – плохая мать»? – Нет, она абсолютно все делает ради детей – ввязывается в коммерческие авантюры, наживается на чужих несчастьях, совершает сделку с совестью. Сама Кураж наделена многими пороками, но своих детей она учит добродетелям, которые в итоге их же и губят, потому что мир вокруг состоит из таких, как Мамаша Кураж. Провокация Брехта.
– Каждая мать однажды начинает сомневаться, правильно она воспитывает детей. И задается вопросом: «Я плохая мать?» – Мой личный опыт материнства в том, что я всегда опаздываю с выводами. Я всегда на полшага позади взросления своей дочери.
– Ваша сестра Ксения считает, что актеру надо меньше рефлексировать – это мешает. Вы согласны? – Отчасти – да, но иногда надо и подумать. Ксения точно иногда думает.
– Чем актер отличается от не-актера? Вы сказали, что он чаще, чем другие, вглядывается в себя. – Да, прислушивается к себе.
– Что еще отличает его от остальных? – Эмоциональная оголенность, обостренное восприятие и больное самолюбие, к сожалению. Но в принципе актеры – вполне нормальные люди. Чем отличаются? Просто владением ремеслом.
– «Театр должен не сотрясать, театр должен потрясать», – говорит Лев Додин. Самые первые театральные потрясения когда с вами случились? – Когда? Может быть, уже в ГИТИСе, потому что до поступления мы с сестрой не были знакомы с театром и не смотрели спектакли. Первым потрясением был «Вишневый сад» Питера Брука. И, конечно, постановки Анатолия Васильева. Это было очень сильное впечатление.
– Раз вы вспомнили студенческие годы. Какие советы педагогов вам и сейчас кажутся особенно ценными? – Для Петра Наумовича очень важно было восприятие. Не самовыражение, а восприятие актерами друг друга, партнерское существование. Он сразу пресекал заигрывание с залом и вообще желание понравиться зрителям, хотя это заложено в актерской природе. Если актер на сцене начинает заниматься собой, то упускает то, что происходит на сцене.
– То есть нарциссов среди фоменок нет? – Конечно, есть.
– Как вы относитесь к правилам? Говорят, что Петр Наумович правила не любил и даже вас вместе с Ксенией взял на курс, пойдя против правил. – Я не знаю, какие правила запрещали это сделать. Но то, что он все время разрушал границы, отодвигал барьеры – да, это правда. Петр Наумович был хулиганом во всех смыслах, не только в повседневной жизни, но и в том, что он делал в профессии. Нарушал правила и часто сам себе противоречил. Это из-за его огромной человеческой величины, которая не умещалась даже в нем самом.
– Евгений Каменькович перечитывает невероятное число книг – в поисках нового Вампилова, как он сам говорит. Вы помогаете ему в этих поисках? – Я нахожусь в выгодном положении: Евгений Борисович «фильтрует» – и ко мне в руки попадает только то, что он рекомендует, то, что ему нравится. То есть я избавлена от прочтения сомнительных книг, ко мне идет уже хорошая литература.
– Есть у вас своя «книжная полка» с избранным, с которой вы бы могли взять и порекомендовать любую книгу? – Последнее, что на меня произвело впечатление, это новый роман Евгения Водолазкина (автор нашумевшей книги «Лавр». – «Т»). Это я могу порекомендовать. Проза главного художника БДТ Эдуарда Кочергина – «Крещённые крестами». Сама зачитывалась и всех своих друзей заставляла читать. И четырёхтомник Анатолия Эфроса сейчас перечитываю с наслаждением.
– Вы позволяете себе быть сентиментальной? Кажется, что в наше время это качество в себе изживают, или оно само вымывается. Теодор Курентзис, например, помогает людям, которые забыли, что значит быть сентиментальными, снова почувствовать это на концертах классической музыки. – Я на этот счет часто вспоминаю слова Валентина Иосифовича Гафта (мне посчастливилось столкнуться с ним на съемочной площадке). Он приходил в «Мастерскую» на спектакль «Война и мир» и особо запомнил момент, когда князь Болконский приезжает со своей женой Лиз в «Лысые горы», – момент встречи. Это было сделано Петром Наумовичем именно сентиментально: люди целуются по сто раз, обнимаются и плачут оттого, что они встретились. Я все время вспоминаю комментарий Гафта, который уловил здесь интонацию нашего театра. Вряд ли ее можно назвать сентиментальной, но это, действительно, очень про нас – способность на любовь друг к другу. Валентина Иосифовича это поразило, и я вдруг увидела наш театр со стороны. Понимаете?
– То есть это в принципе свойственно вашему театру? – Это было свойственно спектаклям Петра Наумовича, он ставил про людей способных любить.
– Как у вас отношения с новым поколением Мастерской Фоменко складываются? – Прекрасно. Они совершено другие. И слава богу, что другие. Я считаю, это их достоинство. Они не подражают и не пытаются, но всё равно происходит «смешивание», взаимопроникновение. Это неизбежно.
– Вы держитесь на дистанции или их курируете, подсказываете, направляете? – Иногда да. Но, знаете, здесь нужно чувство меры и такта, чтобы не превратиться в старпёров и занудствующих, всё знающих актеров. Это очень тонкий момент. Они, действительно, порой сами спрашивают и прекрасно, если можешь помочь. Но, по крайнее мере, для меня важно, чтобы это носило рекомендательный характер. Ни в коем случае не диктатура «старой школы» Фоменко, не дай бог.
– Константин Райкин говорит, что, чем старше становишься, тем сложнее найти своих людей. Круг сужается. Вы с похожей проблемой сталкивались? – Действительно, круг сужается, меньше появляется новых знакомств. Может быть, человек становится более щепетильным в выборе людей, которые рядом.
– Более избирательным? – Да-да. Опять же, чем старше становишься, тем больше начинаешь ценить свое время и не видишь смысла тратить его на общение с теми, кто не приносит радости.
– Какой возраст вы бы назвали идеальным? В какой возраст хотели бы вернуться, может быть? – Когда моя дочь Надя была маленькая.
– За что можно не любить театр? – За фальшь, неискренность, за штампы. Хотя…*
* Слово «хотя» было своего рода штампом Петра Наумовича Фоменко, который он использовал практически во всех своих спектаклях. Это слово с многоточием, сказанное в конце предложения или драматической сцены, переворачивало все с ног на голову, подвергало сомнению все, что было сказано до этого, и все очевидное становилось неочевидным (Примечание Полины Кутеповой).
Источник: Театрал-online
Последние статьи о театре- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко», Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Прожженные души, Марина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестности, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывы, Игорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской», Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки Собакевича, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавала, Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле Фракасса, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантов, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души», «РИА Новости», 5.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поют, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Фоменки» в зазеркалье, Татьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами», Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко», Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией Мольера, Мария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули боги, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порок, Игорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мной, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другой, Марина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети», Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |