In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Татьяна Власова
«Театрал-online», 15.04.2017

Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»

Все новые роли Полины Кутеповой (в «Фантазиях Фарятьева», «Мамаше Кураж», «Амфитрионе») стали событием театральной жизни. Подробнее о своем нынешнем этапе в жизни, о надеждах и сомнениях ведущая актриса «Мастерской Петра Фоменко» рассказала «Театралу»

– Предложение Кирилла Вытоптова сыграть в «Мамаше Кураж» вы приняли как вызов?
– Как возможность потерять равновесие. .. Прежде всего, потому, что брехтовская драматургия очень непривычная вообще для русского театра и для «Мастерской Фоменко». К тому же, приглашенный режиссер, тем более молодой – это в моем случае испытание. Мне сносило крышу. Какие-то вещи я до сих пор не могу принять и понять. Но в результате этой авантюры под названием «Мамаша Кураж» нам удалось оторваться от всего знаемого и привычного и сделать несколько шагов в сторону Брехта – вышел спектакль, совершенно не похожий на театр Фоменко.

– Почему происходит деградация Кураж: от успешной бизнес-вумен до бабки-старьевщицы? Она не может приспособиться к миру?
– Наоборот, может. Ее талант как раз в приспосабливаемости и выживаемости. Она, как таракан, выживет и после ядерного взрыва. Для меня это история разрушения личности. Но я подозреваю, что каждый зритель может прочитать свою историю. Допустим, моя мама, когда посмотрела спектакль, сказала: «Ну, она же должна жить…» То есть для нее это, наоборот, очень оптимистичный финал, для моей мамы, у которой жизненного опыта в сотни раз больше, чем у меня.

– Может ли она сказать про себя: «Я – плохая мать»?
– Нет, она абсолютно все делает ради детей – ввязывается в коммерческие авантюры, наживается на чужих несчастьях, совершает сделку с совестью. Сама Кураж наделена многими пороками, но своих детей она учит добродетелям, которые в итоге их же и губят, потому что мир вокруг состоит из таких, как Мамаша Кураж. Провокация Брехта.

– Каждая мать однажды начинает сомневаться, правильно она воспитывает детей. И задается вопросом: «Я плохая мать?»
– Мой личный опыт материнства в том, что я всегда опаздываю с выводами. Я всегда на полшага позади взросления своей дочери.

– Ваша сестра Ксения считает, что актеру надо меньше рефлексировать – это мешает. Вы согласны?
– Отчасти – да, но иногда надо и подумать. Ксения точно иногда думает.

– Чем актер отличается от не-актера? Вы сказали, что он чаще, чем другие, вглядывается в себя.
– Да, прислушивается к себе.

– Что еще отличает его от остальных?
– Эмоциональная оголенность, обостренное восприятие и больное самолюбие, к сожалению. Но в принципе актеры – вполне нормальные люди. Чем отличаются? Просто владением ремеслом.

– «Театр должен не сотрясать, театр должен потрясать», – говорит Лев Додин. Самые первые театральные потрясения когда с вами случились?
– Когда? Может быть, уже в ГИТИСе, потому что до поступления мы с сестрой не были знакомы с театром и не смотрели спектакли. Первым потрясением был «Вишневый сад» Питера Брука. И, конечно, постановки Анатолия Васильева. Это было очень сильное впечатление. 

– Раз вы вспомнили студенческие годы. Какие советы педагогов вам и сейчас кажутся особенно ценными?
– Для Петра Наумовича очень важно было восприятие. Не самовыражение, а восприятие актерами друг друга, партнерское существование. Он сразу пресекал заигрывание с залом и вообще желание понравиться зрителям, хотя это заложено в актерской природе. Если актер на сцене начинает заниматься собой, то упускает то, что происходит на сцене.

– То есть нарциссов среди фоменок нет?
– Конечно, есть.

– Как вы относитесь к правилам? Говорят, что Петр Наумович правила не любил и даже вас вместе с Ксенией взял на курс, пойдя против правил. 
– Я не знаю, какие правила запрещали это сделать. Но то, что он все время разрушал границы, отодвигал барьеры – да, это правда. Петр Наумович был хулиганом во всех смыслах, не только в повседневной жизни, но и в том, что он делал в профессии. Нарушал правила и часто сам себе противоречил. Это из-за его огромной человеческой величины, которая не умещалась даже в нем самом.

– Евгений Каменькович перечитывает невероятное число книг – в поисках нового Вампилова, как он сам говорит. Вы помогаете ему в этих поисках?
– Я нахожусь в выгодном положении: Евгений Борисович «фильтрует» – и ко мне в руки попадает только то, что он рекомендует, то, что ему нравится. То есть я избавлена от прочтения сомнительных книг, ко мне идет уже хорошая литература.

– Есть у вас своя «книжная полка» с избранным, с которой вы бы могли взять и порекомендовать любую книгу?
– Последнее, что на меня произвело впечатление, это новый роман Евгения Водолазкина (автор нашумевшей книги «Лавр». – «Т»). Это я могу порекомендовать. Проза главного художника БДТ Эдуарда Кочергина – «Крещённые крестами». Сама зачитывалась и всех своих друзей заставляла читать. И четырёхтомник Анатолия Эфроса сейчас перечитываю с наслаждением.

– Вы позволяете себе быть сентиментальной? Кажется, что в наше время это качество в себе изживают, или оно само вымывается. Теодор Курентзис, например, помогает людям, которые забыли, что значит быть сентиментальными, снова почувствовать это на концертах классической музыки.
– Я на этот счет часто вспоминаю слова Валентина Иосифовича Гафта (мне посчастливилось столкнуться с ним на съемочной площадке). Он приходил в «Мастерскую» на спектакль «Война и мир» и особо запомнил момент, когда князь Болконский приезжает со своей женой Лиз в «Лысые горы», – момент встречи. Это было сделано Петром Наумовичем именно сентиментально: люди целуются по сто раз, обнимаются и плачут оттого, что они встретились. Я все время вспоминаю комментарий Гафта, который уловил здесь интонацию нашего театра. Вряд ли ее можно назвать сентиментальной, но это, действительно, очень про нас – способность на любовь друг к другу. Валентина Иосифовича это поразило, и я вдруг увидела наш театр со стороны. Понимаете?

– То есть это в принципе свойственно вашему театру?
– Это было свойственно спектаклям Петра Наумовича, он ставил про людей способных любить.

– Как у вас отношения с новым поколением Мастерской Фоменко складываются?
– Прекрасно. Они совершено другие. И слава богу, что другие. Я считаю, это их достоинство. Они не подражают и не пытаются, но всё равно происходит «смешивание», взаимопроникновение. Это неизбежно.

– Вы держитесь на дистанции или их курируете, подсказываете, направляете?
– Иногда да. Но, знаете, здесь нужно чувство меры и такта, чтобы не превратиться в старпёров и занудствующих, всё знающих актеров. Это очень тонкий момент. Они, действительно, порой сами спрашивают и прекрасно, если можешь помочь. Но, по крайнее мере, для меня важно, чтобы это носило рекомендательный характер. Ни в коем случае не диктатура «старой школы» Фоменко, не дай бог.

– Константин Райкин говорит, что, чем старше становишься, тем сложнее найти своих людей. Круг сужается. Вы с похожей проблемой сталкивались?
– Действительно, круг сужается, меньше появляется новых знакомств. Может быть, человек становится более щепетильным в выборе людей, которые рядом.

– Более избирательным?
– Да-да. Опять же, чем старше становишься, тем больше начинаешь ценить свое время и не видишь смысла тратить его на общение с теми, кто не приносит радости.

– Какой возраст вы бы назвали идеальным? В какой возраст хотели бы вернуться, может быть?
– Когда моя дочь Надя была маленькая.

– За что можно не любить театр?
– За фальшь, неискренность, за штампы. Хотя…*

* Слово «хотя» было своего рода штампом Петра Наумовича Фоменко, который он использовал практически во всех своих спектаклях. Это слово с многоточием, сказанное в конце предложения или драматической сцены, переворачивало все с ног на голову, подвергало сомнению все, что было сказано до этого, и все очевидное становилось неочевидным (Примечание Полины Кутеповой).

Источник: Театрал-online


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100