In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Марина Абрамова
«Ревизор.ru», 12.06.2017

В вихре мрачного карнавала

“Карнавальная меннипея” — такой подзаголовок значился у спектакля Мастерской Петра Фоменко “Души”

Жанр, в котором сочетается смелый вымысел, фантастический сюжет с постановкой глубоких философских, исторических, богословских проблем. Представление, основанное на острых сатирических началах, местами язвительных, гомерических и подчас отдалённых друг от друга. Это испытание необычных и аномальных состояний человека. Именно такое впечатление создаётся после просмотра нового спектакля Мастерской Фоменко “Души”.

Спектакль стал для меня погружением в карнавализацию потустороннего мира. И данное действо было совершенно мастерски поставлено и сыграно. Кружатся, вьются, танцуют и шатаются герои и персонажи гоголевских произведений. Вся вереница личин кружится в карнавальном шествии, но шествии особенном – потустороннем, из мира страшных снов, кошмаров, тёмных и мрачных дверей, народных преданий и легенд.
Здесь видишь Панночку, майора Ковалёва, потерявшего нос, приторного Манилова и грубо неотёсанного Собакевича (блистательная игра Евгения Цыганова – очень точное попадание в образ!). Есть ещё Башмачкин, Ноздрёв, Плюшкин, губернатор и “Общество” – воспроизведение сплетен и пустопорожних разговоров барышень светских балов XIX века – парафраз современной болтовни – в мастерском исполнении Полины Агуреевой.
В канву повествования театрального действа режиссёр Фёдор Малышев (он же исполнитель роли кучера Селифана) включает знаменитое стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” (его, впрочем как и другие лирические отступления, читает сам кучер). В нём вся боль поэта за Россию и за её судьбу.
На первый взгляд Лермонтову вторит другое знаменитое произведение – письмо А. С. Пушкина к П. Я. Чаадаеву, но таковое впечатление обманчиво. Да, во многом поэт соглашается с первым русским философом, признавая все пороки нашей отчизны, но всё же не умаляет ценности русской культуры, вклада царей и императоров в её мощь, близости к Европе. Такова уж особенность нашей матушки-России – здесь соседствуют страсть к приобретению капитала, скопидомство, удалое ухарство Ноздрёва, мрачная красота и разврат Панночки. Все грани природы русского человека воплотились в героях и персонажах гоголевских произведений. Ведь тот же первый в русской литературе коммерсант, Павел Иванович Чичиков (блестящее воплощение образа Дмитрия Захарова), показан далеко не только ярым пройдохой, без души, обделывающим свои делишки, но и человеком, которому приходилось постоянно выбираться из всех невзгод, порой непролазного мрака и полного отсутствия помощи и совета: “Кровью, ваше сиятельство, кровью нужно было добывать насущное существование. На всяком шагу соблазны и искушенья…враги, и губители, и похитители! Вся жизнь была – словно вихорь буйный или судно среди волн по воле ветров. Я человек – Ваше сиятельство!”.
Затейливые костюмы Павла Каплевича подчёркивают разносторонность и многообразие характера русского человека – будь то помещик, военный или мёртвая душа. Все яркие краски карнавала, какие только можно представить вплетены в мешковатое коричнево-серое одеяние, напоминающее платье, тулуп, фрак или мундир. В спектакле, игре актёров, декорациях, вспыхивающем свете и зловещей темноте выразились одновременно боль и любовь к России, но всё же больше любовь и милосердие – недаром в конце спектакля кучер Селифан и его хозяин, коллежский асессор Павел Иванович Чичиков, вместе поют под струящимся откуда-то сверху светом.

Источник: Ревизор.ru


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100