|
Марина Абрамова «Ревизор.ru», 12.06.2017 В вихре мрачного карнавала“Карнавальная меннипея” — такой подзаголовок значился у спектакля Мастерской Петра Фоменко “Души”Жанр, в котором сочетается смелый вымысел, фантастический сюжет с постановкой глубоких философских, исторических, богословских проблем. Представление, основанное на острых сатирических началах, местами язвительных, гомерических и подчас отдалённых друг от друга. Это испытание необычных и аномальных состояний человека. Именно такое впечатление создаётся после просмотра нового спектакля Мастерской Фоменко “Души”.
Спектакль стал для меня погружением в карнавализацию потустороннего мира. И данное действо было совершенно мастерски поставлено и сыграно. Кружатся, вьются, танцуют и шатаются герои и персонажи гоголевских произведений. Вся вереница личин кружится в карнавальном шествии, но шествии особенном – потустороннем, из мира страшных снов, кошмаров, тёмных и мрачных дверей, народных преданий и легенд. Здесь видишь Панночку, майора Ковалёва, потерявшего нос, приторного Манилова и грубо неотёсанного Собакевича (блистательная игра Евгения Цыганова – очень точное попадание в образ!). Есть ещё Башмачкин, Ноздрёв, Плюшкин, губернатор и “Общество” – воспроизведение сплетен и пустопорожних разговоров барышень светских балов XIX века – парафраз современной болтовни – в мастерском исполнении Полины Агуреевой. В канву повествования театрального действа режиссёр Фёдор Малышев (он же исполнитель роли кучера Селифана) включает знаменитое стихотворение М. Ю. Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” (его, впрочем как и другие лирические отступления, читает сам кучер). В нём вся боль поэта за Россию и за её судьбу. На первый взгляд Лермонтову вторит другое знаменитое произведение – письмо А. С. Пушкина к П. Я. Чаадаеву, но таковое впечатление обманчиво. Да, во многом поэт соглашается с первым русским философом, признавая все пороки нашей отчизны, но всё же не умаляет ценности русской культуры, вклада царей и императоров в её мощь, близости к Европе. Такова уж особенность нашей матушки-России – здесь соседствуют страсть к приобретению капитала, скопидомство, удалое ухарство Ноздрёва, мрачная красота и разврат Панночки. Все грани природы русского человека воплотились в героях и персонажах гоголевских произведений. Ведь тот же первый в русской литературе коммерсант, Павел Иванович Чичиков (блестящее воплощение образа Дмитрия Захарова), показан далеко не только ярым пройдохой, без души, обделывающим свои делишки, но и человеком, которому приходилось постоянно выбираться из всех невзгод, порой непролазного мрака и полного отсутствия помощи и совета: “Кровью, ваше сиятельство, кровью нужно было добывать насущное существование. На всяком шагу соблазны и искушенья…враги, и губители, и похитители! Вся жизнь была – словно вихорь буйный или судно среди волн по воле ветров. Я человек – Ваше сиятельство!”. Затейливые костюмы Павла Каплевича подчёркивают разносторонность и многообразие характера русского человека – будь то помещик, военный или мёртвая душа. Все яркие краски карнавала, какие только можно представить вплетены в мешковатое коричнево-серое одеяние, напоминающее платье, тулуп, фрак или мундир. В спектакле, игре актёров, декорациях, вспыхивающем свете и зловещей темноте выразились одновременно боль и любовь к России, но всё же больше любовь и милосердие – недаром в конце спектакля кучер Селифан и его хозяин, коллежский асессор Павел Иванович Чичиков, вместе поют под струящимся откуда-то сверху светом.
Источник: Ревизор.ru
Последние статьи о театре- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко», Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Прожженные души, Марина Токарева, «Новая газета», 5.07.2017
- «Мертвые души» и окрестности, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 30.06.2017
- Души прекрасные порывы, Игорь Вирабов, «Российская газета», 30.06.2017
- «Фоменки»: портрет на фоне «Мастерской», Борис Войцеховский, «Мослента», 26.06.2017
- Евгений Цыганов перенял ухватки Собакевича, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 14.06.2017
- В вихре мрачного карнавала, Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 12.06.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле Фракасса, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В Мастерской Петра Фоменко языком Гоголя высмеяли коммерсантов, Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 9.06.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоится премьера спектакля «Души», «РИА Новости», 5.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поют, Дарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Фоменки» в зазеркалье, Татьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами», Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко», Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией Мольера, Мария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули боги, Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порок, Игорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мной, Вячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другой, Марина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети», Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |