In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Эвелина Гурецкая
«Hollywood reporter», 11.07.2017

Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»

Недавняя премьера театра «Мастерская Петра Фоменко» — спектакль «Амфитрион» по пьесе Мольера. Его можно с полным правом назвать «спектаклем с французским акцентом». Во-первых, сам первоисточник, а во-вторых, режиссер-постановщик француз Кристоф Рок. К тому же время от времени на сцене звучит французская речь.
По сюжету верховный бог Юпитер воспылал страстью к земной женщине Алкмене, жене полководца Амфитриона. Подобное с всемогущим Юпитером не раз случалось. Чтобы овладеть предметом своей страсти он принимал то облик быка, то змея…Знаменательно, что всякий раз от связи верховного божества с земной женщиной на свете появлялись герои. На сей раз Юпитер явился к Алкмене в образе ее супруга, и она ни о чем не подозревая провела с ним ночь любви. А потом явился настоящий муж и началась сущая неразбериха. На этой коллизии и строится сюжет. Кстати, от связи с Алкмены с Юпитером на свет в положенное время появился Геракл. Написанная в 17 веке комедия великого французского драматурга о взаимоотношениях богов и людей имела отношение к реалиям того времени. В ней Мольер в аллегорической форме повествовал о связи короля Людовика XIV и маркизы де Монтеспан. Адюльтер разворачивался на глазах обманутого мужа, который был вынужден молча сносить измену жены. Как никак, до нее снизошел сам монарх. Но как давно все это было. И казалось бы, «что нам Гекуба, что мы Гекубе». Тем более, что в пьесе нет никаких подтекстов, которые можно было бы соотнести с современностью. Но режиссер вместе с артистами сделали почти невозможное: получился и классический театр, и настоящий зрелищный спектакль, смотреть который одно удовольствие. 
Интересная находка – эдакое зазеркалье, в которое попадает зритель с первых же минут (сценограф Орели Тома). Главный сценический элемент – огромное зеркало в глубине сцены, которое и создает это колышущееся пространство. Где же еще должны обитать боги, как в не в некоем зазеркалье? Там и ведут свой диалог богиня Ночь и Меркурий. Не сразу понимаешь, что это вовсе не артисты – Полина Кутепова и Иван Верховых — а их отражения. Создается впечатление, что они движутся едва ли не по натянутому канату. Тем более, что оба работают со страховками. Но постепенно сцена приподнимается, и действующие лица словно раздваиваются. Этот эффект отражения будет присутствовать на протяжении всего спектакля, усиливая эффект двойственности, на котором собственно и построен сюжет. Кстати, Полина Кутепова в «Амфитрионе» появляется сразу в двух ролях: сначала она богиня Ночь, а потом служанка Алкмены Клеантида. Ее госпожу Алкмену играет Ксения Кутепова. Присутствие на сцене сестер-близнецов еще больше усиливает эффект двойственности – и в очередной раз тут надо отдать должное режиссеру. Именно сестры Кутеповы стали центром всего спектакля, на фоне которых остальные артисты слегка померкли. Конкуренцию им составляет лишь Карэн Бадалов. Он просто бесподобен в роли находчивого и трусоватого Созия, которому удается смешить зал.

Когда-то сам Мольер, обладавший комическим даром, выходил на сцену в этой роли. Хотя надо признать, всех артистов «фоменок», как их обычно ласково называют, отличает умение сочетать в любой роли естественность и нарочитую театральность. И «Амфитрион» в этом смысле не исключение. Порой кажется, что речь идет вовсе не о своеволии богов, а просто о людях с их характерными слабостями: страстью, ревностью, тщеславием. Вот тут зеркало помогает внести еще один смысл: жизнь богов это отражение жизни земных людей, и наоборот. Тем более, что режиссер всех своих героев одел в современные одежды. Актер Владимир Топцов, играющий Юпитера, в облике Амфитриона необычайно похож на актера Андрея Казакова в роли Амфитриона. К тому же оба расхаживают в современных костюмах, в пиджаках типа френч одного цвета. На Алкмене и ее служанке – платья и туфли из нашего времени.

Лишь Ночь в самом начале спектакля выглядит как истинная богиня, но и ей на глазах у публики помощники меняют парик. Никакой тайны, все на виду. Герои даже время от времени спускаются в зал. Режиссер Кристоф Рок, приступая к этой постановке, признался, что его завораживает исследование вертикали: боги-люди, власть-простой человек. В сюжете о шутке богов (обычно эта пьеса разыгрывалась как комедия об адюльтере) режиссер, по его признанию, попытался поднять разговор о силе судьбы и границах морали для тех, кто оказался «наверху» и обладает неограниченной властью. Наверное, все это есть в спектакле. Но об этом предпочитаешь не задумываться, наслаждаясь зрелищем, игрой света и тени, тем же зазеркальем. А еще прекрасной игрой актеров. Все-таки большая их заслуга в том, чтобы спектакль стал успешным.

И Карэн Бадалов, и сестры Кутеповы в ряду звезд первой величины не только в театре «Мастерская Петра Фоменко», но и в кинематографе. Успешная, состоявшая и в театре и в кино актриса Полина Кутепова уверена, что настоящий артист должен уметь все: « Идеальный актер должен иметь отличный голос, владеть своим телом не хуже, чем артист балета. Должен уметь быть спонтанным. Но главное, я думаю, это умение существовать в игре. Играть как дети, для которых игра – образ жизни. Актер должен быть наивным и в то же время очень умным, но в нужный момент становиться глупым и, как животное, доверяться инстинктам».


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100