|
Алексей Бартошевич «Экран и Сцена», 19.10.2017 Осенняя заметка о летнем впечатленииБывает, что вдруг, трудно сказать почему, снова потянет на когда-то виденный спектакль. Понимаешь, что он идет годы и годы, давно мог выветриться, как чаще всего и бывает. К тому же за окном разгар позднего лета, люди в Москве бродят, как сонные мухи. У актеров вот-вот начнется отпуск. Совсем не тот случай, когда нужно спешить в театр. Испортить себе былую радость, то и дело воскресающую в душе, замутить прежнее впечатление легче легкого. Так стоит ли рисковать? Оказалось – стоит.
Речь идет об одном из последних созданий Петра Фоменко – “Бесприданнице” А. Н. Островского.
Свидетельствую: зал битком, словно конец июля – это самый пик сезона. Спектакль свеж, как на премьере, краски его нисколько не потускнели. Фоменки разных поколений ничуть не берегут себя на сцене, самоотдача, как в лучшие времена, полнейшая. Подмостками всецело владеет пленительно печальный дух старого романса: Фоменко чувствовал его, как никто, и сам изумительно пел романсы (слава Богу, записи сохранились). Публика на “Бесприданнице”, как всегда в этом театре, отзывалась на малейшее движение актерских душ. Словом, у всех тихое театральное счастье.
Лучшее в спектакле, понятно, – Лариса в исполнении Полины Агуреевой. Так, собственно, было и прежде. Кто из видевших эту “Бесприданницу” не помнит сцену, которая на премьере была кульминацией, высшей точкой всей постановки – песню Ларисы. Тогда вспоминались слова Феди Протасова, внимающего цыганской “невечерней”: “тут не свобода, тут воля!”. И на этот раз Полина Агуреева пела так, что в зале наступила та особая, ни с чем не сравнимая тишина, сопутствующая мгновениям, ради которых, может быть, и существует театр.
Стало быть, ничего неожиданного, что расходилось бы с давним впечатлением, в “Бесприданнице” лета 2017 года не было? Пожалуй, не было. Кроме последней сцены.
Может быть, я ошибаюсь, но мне показалось, что Агуреева в финале рассказала совсем иную историю, чем привыкли видеть в пьесе Островского и чем то, что она сама играла в первых спектаклях. Возможно, впрочем, тогда я просто не смог избавиться от засевшей в памяти традиционной трактовки.
На этот раз в предсмертной сцене актриса сыграла другое, чем сотни прежних Ларис, несчастных жертв денежных расчетов. Она сыграла абсолютное, безраздельное счастье. Счастье души, только что пережившей высший миг женской судьбы – ночь любви с давно и без удержу любимым человеком. Хмельное счастье тела, потрясенного слияньем с плотью возлюбленного, священным – вопреки всему на свете – актом любви, даровавшим всей ее жизни, всем ее мукам и унижениям смысл и оправдание. Лариса не слепа, она знает, что там, за Волгой, ей досталась последняя, прощальная ночь, что Паратов ее предал и жизнь ее кончена. Но горечь этого сознания не мешает чувствовать, что высшая цель всей жизни достигнута и что этой ночи никому у нее не отнять. Ее тело, все ее существо обретает вдруг головокружительную свободу. Она сидит босая, раскинув складки свободного платья по ступеням лестницы, и вы чуть ли не физически ощущаете, как, в сущности, она – обманутая, подло брошенная – блаженно счастлива. Лариса твердо знает: лучше, чем теперь, ей больше никогда не будет. Значит, незачем дальше тянуть постылую жизнь. Слова благодарности, которые она посылает убившему ее, – непритворны.
Все благие рассуждения “островсковедов” об участи женщины, обреченной быть предметом купеческого торга (“я – вещь” и так далее) кажутся худосочными перед этим неудержимым потоком женского счастья.
Простой урок старым и молодым коллегам, да и себе самому: нужно, нужно ходить на старые спектакли.
Источник: «Экран и Сцена»
Последние статьи о театре- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра Фоменко, Мария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи», Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «Мы не террариум единомышленников», Дарья Манина, «vtbrussia.ru», 1.02.2018
- «Я — верный пес», Евгения Милова, «Коммерсант-Стиль», 30.12.2017
- Павел Яковлев: «Когда можно коснуться любви
», Ирина Тарабрина, «Musecube.org», 30.12.2017
- Фоменки спели песнь про Север дальний, Дарья Андреева, «Страстной бульвар, 10», 12.2017
- Не на скорую руку, Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.11.2017
- Амбарцум Кабанян: «В детстве я был чудесным тормозом», Евгения Шафранек, «MixNews», 16.11.2017
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верю, Николай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Дмитрий ЗАХАРОВ: «Чичиков поломанный – и внешне, и внутренне», Светлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Осенняя заметка о летнем впечатлении, Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 19.10.2017
- Северный реквием, Марина Шимадина, «Театрал», 10.2017
- А мы пойдем на Север…, Лариса Каневская, «Мнение», 20.09.2017
- «Проклятый Север» обосновался на Кутузовском, Светлана Наборщикова, «Известия», 20.09.2017
- Мениппея, как и было сказано, Павел Подкладов, «Подмосковье без политики», 13.09.2017
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра Фоменко, Лариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку», Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Иван Поповски: «Сумасшествие любви», Надежда Сикорская, «Наша газета», 11.09.2017
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «…Души», Ольга Егошина, «Театрал-онлайн», 12.07.2017
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом», Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 |