In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на февраль
Репертуар на март
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Дарья Манина
«vtbrussia.ru», 1.02.2018

«Мы не террариум единомышленников»

Эксклюзивное интервью с директором Мастерской Петра Фоменко Андреем Воробьевым

«У директора театра всего четыре обязанности», — говорит глава Мастерской Петра Фоменко Андрей Воробьев, после чего десять минут объясняет, какие именно. Рабочий день с часу дня до двенадцати часов ночи, ежевечерний просмотр спектаклей, работа с коллективом, с документами, со студентами, планирование бюджета, участие в формировании репертуара, в обсуждениях постановок, в организации гастролей. Андрей Воробьев в театре уже 24 года, то есть с основания Мастерской, и 16 из них — в роли «творческого менеджера», как он сам себя называет. О том, что стоит за этим словосочетанием, читайте в эксклюзивном интервью директора Мастерской Петра Фоменко нашему сайту.

— Легко себе представить, чем занимаются в театре актеры или, скажем, режиссер, но что же делает директор?
— У директора театра по большому счету четыре основные функции: долгосрочное планирование, в том числе учет доходов и расходов; раздача заданий сотрудникам театра, причем задачи должны быть предельно понятны, но не разжеваны, чтобы у сотрудника оставался простор для творчества; мотивирование — и тут, конечно, все способы хороши, и кнут, и пряник, плюс идеальные условия для работы, хорошая заработная плата, периодически выплачиваемые премии. И четвертое — учет и контроль, ведь директор несет ответственность за здание, за его состояние, за движимое и недвижимое имущество, поскольку все это принадлежит не театру Петра Фоменко, а городу Москве.
Кроме того, я контролирую репертуар театра, отсматриваю почти 70% спектаклей, которые идут: иногда из зала, но чаще по монитору, который висит у меня в кабинете. После спектакля участвую в его техническом разборе, чтобы обсудить проблемы и оперативно их решить, езжу на гастроли, участвую в пресс-конференциях, даю интервью. Жизнь очень яркая, интересная и разнообразная, но непростая.

— Сколько длится ваш стандартный рабочий день?
— Как правило, начинается в час дня и заканчивается в двенадцать или час ночи, плюс еще доехать от дома до работы, что занимает около часа, и от работы до дома — около 35 минут.

— Актеры приходят к вам поделиться чем-нибудь личным, поплакаться?
— У нас так заведено, что дверь в кабинет всегда открыта, и большинство сотрудников театра заходят ко мне, чтобы решить какие-то проблемы, иногда поделиться тревогами.

— То есть вы знаете об актерах все?
— Понимаете, наш театр образовался 24 года назад из очень маленькой группы людей, и все эти годы я здесь работаю. Люди, с которых начиналась Мастерская, основной костяк, тоже остались. И у нас жизнь иначе заведена, нежели в большинстве других театров: у нас семейный подход. Думаю, нет такой темы, на которую мы бы не могли говорить друг с другом, ведь мы уже долгие годы вместе и очень дорожим нашими отношениями. Вероятно, благодаря этому нам и удается создавать хорошие спектакли и не подсыпать толченое стекло в пуанты, гашеную известь в пудру. У нас нет такого понятия, как «террариум единомышленников». Хотя иногда, конечно, возникают и споры, и ссоры.

— Вы также работаете со студентами. Что можете рассказать про современные образовательные стандарты?
— На самом деле мне очень трудно преподавать, потому что сам я не учился на продюсера, и это ужасно, когда человек, не имеющий диплома продюсера, преподает менеджмент молодым студентам. Но есть два человека, влияние которых на меня неоспоримо, — это генеральный директор Большого театра Владимир Урин и ректор ГИТИСа Григорий Заславский, которые поймали меня и буквально заставили преподавать, а у меня не хватило мужества отказаться. Поэтому я со своими студентами сейчас очень многому учусь и, главное, пытаюсь внедрить систему практического образования, чтобы молодые люди получили не только теоретические сведения, но и сделали первые шаги в профессии, причем не шуточные, а настоящие. 
С этой целью я со своими студентами Школы-студии МХАТ на первом году обучения придумал юридическое лицо — Автономная некоммерческая организация «Студия 711». Ребята сами написали устав, положение о членстве, положение о ревизионной комиссии, подготовили необходимые учредительные документы. Мы нашли учредителей, они зарегистрировали АНО в Министерстве юстиции. После этого мы открыли счет в банке ВТБ, на который зачислили некоторое количество благотворительных средств, которые нашли в рамках фандрайзинга. И вот на эти деньги студенты уже сделали довольно серьезные проекты: сняли три документальных фильма, один короткометражный игровой, выпустили тираж раскрасок к спектаклю «Алиса в Зазеркалье» Мастерской Петра Фоменко, провели в августе этого года грандиозный Фестиваль уличных театральных коллективов для детей и их родителей в Коломне.

— Гастроли Мастерской Фоменко всегда проходят с аншлагами, в чем секрет такого приема публики?
— Во-первых, секрет успеха в том, что приглашают, как правило, самые лучшие спектакли, и, естественно, они пользуются большой популярностью не только в Москве. У нас огромная гастрольная практика, но от целого ряда предложений нам приходится отказываться, потому что не хватает времени, ведь нужно показывать спектакли в Москве. К тому же помимо спектаклей мы проводим творческие вечера, лекции, концерты. В сумме порядка 600 мероприятий в год. В Мастерской Петра Фоменко проходят замечательные выставки потрясающих художников: недавно выставлялись работы Бориса Заборова, Юрия Купера, Эрика Булатова. Это величайшие имена, полотна этих людей украшают лучшие галереи мира, и нам удается делать выставки такого масштаба художников в зрительской части нашего театра, чтобы зрители, которые приходят на наши спектакли, могли еще насладиться живописью, или скульптурой, или современной фотографией.

— Внезапная популярность актрисы Мастерской Петра Фоменко Ирины Горбачевой — это хорошо для театра или нет?
— Популярность артиста — это всегда хорошо для театра, конечно. Когда артисты снимаются в кино, мы стараемся им помогать, ведь, с одной стороны, в кино они получают совершенно другие деньги: иногда зарплата артиста в кино за один день составляет его месячную заработную плату в театре; а с другой стороны, когда артисты известны, на них идут, и это улучшает продажи билетов на спектакли с их участием. Что касается Ирины Горбачевой, то я ужасно за нее рад. Я считаю, что она необыкновенно талантливая, мощная, яркая актриса.

— Но Ирина уходит из театра? — Да, она приняла такое решение. Не могу сказать точно, по каким мотивам, но совершенно очевидно, что ей не хватает свободного времени. Занятость в театре требует участия в репетициях, спектаклях. Но уход артиста не случается внезапно, а растягивается во времени. Нам нужно заменить ее в целом ряде спектаклей, а некоторые постановки мы снимем в связи с нецелесообразностью ее замены.

— Почему билеты в ваш театр такие дорогие? На спектакль «Сон в летнюю ночь» продаются билеты за 15 тысяч рублей.
— Билеты в последний ряд партера на «Сон в летнюю ночь», если я не ошибаюсь, можно купить за 4250 рублей. А есть билеты и по 500, и по 750 рублей. Зал — 431 место, и по 15 тысяч рублей продается всего 12 билетов, если мне не изменяет память. Они нужны для того, чтобы на воротах Петра Фоменко не стояли спекулянты. Ведь основной и главный способ борьбы со спекулянтами — выстроить ценовую политику таким образом, чтобы не было стопроцентного аншлага, в противном случае сразу появляются спекулянты. А когда в кассе остается 4–6 билетов по очень высокой цене, но на лучшие зрительские места, спекулянту на воротах делать нечего. Так что билеты за 15 тысяч рублей — это для тех людей, которые решили пойти в Мастерскую внезапно. А тем, кто не хочет столько платить за билет, просто стоит заранее спланировать свой поход в театр. Мы начинаем продажи за два месяца до спектакля, как правило.

— Какие у Мастерской планы на 2018 год?
— Как известно, лучший способ рассмешить Господа Бога — поделиться с ним своими планами. Но мы очень надеемся, что в следующем году нам удастся создать три-четыре новых спектакля. Мы уже приступили к восстановлению грандиозной постановки Петра Фоменко «Египетские ночи» по произведениям Пушкина и Брюсова. А наш великий македонский режиссер Иван Поповский ведет работу над новым детским спектаклем «Синяя птица» Метерлинка, и мы очень надеемся, что он станет большим событием в театрально-культурной жизни страны.

Источник: vtbrissia.ru


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100