In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Дарья Манина
«vtbrussia.ru», 1.02.2018

«Мы не террариум единомышленников»

Эксклюзивное интервью с директором Мастерской Петра Фоменко Андреем Воробьевым

«У директора театра всего четыре обязанности», — говорит глава Мастерской Петра Фоменко Андрей Воробьев, после чего десять минут объясняет, какие именно. Рабочий день с часу дня до двенадцати часов ночи, ежевечерний просмотр спектаклей, работа с коллективом, с документами, со студентами, планирование бюджета, участие в формировании репертуара, в обсуждениях постановок, в организации гастролей. Андрей Воробьев в театре уже 24 года, то есть с основания Мастерской, и 16 из них — в роли «творческого менеджера», как он сам себя называет. О том, что стоит за этим словосочетанием, читайте в эксклюзивном интервью директора Мастерской Петра Фоменко нашему сайту.

— Легко себе представить, чем занимаются в театре актеры или, скажем, режиссер, но что же делает директор?
— У директора театра по большому счету четыре основные функции: долгосрочное планирование, в том числе учет доходов и расходов; раздача заданий сотрудникам театра, причем задачи должны быть предельно понятны, но не разжеваны, чтобы у сотрудника оставался простор для творчества; мотивирование — и тут, конечно, все способы хороши, и кнут, и пряник, плюс идеальные условия для работы, хорошая заработная плата, периодически выплачиваемые премии. И четвертое — учет и контроль, ведь директор несет ответственность за здание, за его состояние, за движимое и недвижимое имущество, поскольку все это принадлежит не театру Петра Фоменко, а городу Москве.
Кроме того, я контролирую репертуар театра, отсматриваю почти 70% спектаклей, которые идут: иногда из зала, но чаще по монитору, который висит у меня в кабинете. После спектакля участвую в его техническом разборе, чтобы обсудить проблемы и оперативно их решить, езжу на гастроли, участвую в пресс-конференциях, даю интервью. Жизнь очень яркая, интересная и разнообразная, но непростая.

— Сколько длится ваш стандартный рабочий день?
— Как правило, начинается в час дня и заканчивается в двенадцать или час ночи, плюс еще доехать от дома до работы, что занимает около часа, и от работы до дома — около 35 минут.

— Актеры приходят к вам поделиться чем-нибудь личным, поплакаться?
— У нас так заведено, что дверь в кабинет всегда открыта, и большинство сотрудников театра заходят ко мне, чтобы решить какие-то проблемы, иногда поделиться тревогами.

— То есть вы знаете об актерах все?
— Понимаете, наш театр образовался 24 года назад из очень маленькой группы людей, и все эти годы я здесь работаю. Люди, с которых начиналась Мастерская, основной костяк, тоже остались. И у нас жизнь иначе заведена, нежели в большинстве других театров: у нас семейный подход. Думаю, нет такой темы, на которую мы бы не могли говорить друг с другом, ведь мы уже долгие годы вместе и очень дорожим нашими отношениями. Вероятно, благодаря этому нам и удается создавать хорошие спектакли и не подсыпать толченое стекло в пуанты, гашеную известь в пудру. У нас нет такого понятия, как «террариум единомышленников». Хотя иногда, конечно, возникают и споры, и ссоры.

— Вы также работаете со студентами. Что можете рассказать про современные образовательные стандарты?
— На самом деле мне очень трудно преподавать, потому что сам я не учился на продюсера, и это ужасно, когда человек, не имеющий диплома продюсера, преподает менеджмент молодым студентам. Но есть два человека, влияние которых на меня неоспоримо, — это генеральный директор Большого театра Владимир Урин и ректор ГИТИСа Григорий Заславский, которые поймали меня и буквально заставили преподавать, а у меня не хватило мужества отказаться. Поэтому я со своими студентами сейчас очень многому учусь и, главное, пытаюсь внедрить систему практического образования, чтобы молодые люди получили не только теоретические сведения, но и сделали первые шаги в профессии, причем не шуточные, а настоящие. 
С этой целью я со своими студентами Школы-студии МХАТ на первом году обучения придумал юридическое лицо — Автономная некоммерческая организация «Студия 711». Ребята сами написали устав, положение о членстве, положение о ревизионной комиссии, подготовили необходимые учредительные документы. Мы нашли учредителей, они зарегистрировали АНО в Министерстве юстиции. После этого мы открыли счет в банке ВТБ, на который зачислили некоторое количество благотворительных средств, которые нашли в рамках фандрайзинга. И вот на эти деньги студенты уже сделали довольно серьезные проекты: сняли три документальных фильма, один короткометражный игровой, выпустили тираж раскрасок к спектаклю «Алиса в Зазеркалье» Мастерской Петра Фоменко, провели в августе этого года грандиозный Фестиваль уличных театральных коллективов для детей и их родителей в Коломне.

— Гастроли Мастерской Фоменко всегда проходят с аншлагами, в чем секрет такого приема публики?
— Во-первых, секрет успеха в том, что приглашают, как правило, самые лучшие спектакли, и, естественно, они пользуются большой популярностью не только в Москве. У нас огромная гастрольная практика, но от целого ряда предложений нам приходится отказываться, потому что не хватает времени, ведь нужно показывать спектакли в Москве. К тому же помимо спектаклей мы проводим творческие вечера, лекции, концерты. В сумме порядка 600 мероприятий в год. В Мастерской Петра Фоменко проходят замечательные выставки потрясающих художников: недавно выставлялись работы Бориса Заборова, Юрия Купера, Эрика Булатова. Это величайшие имена, полотна этих людей украшают лучшие галереи мира, и нам удается делать выставки такого масштаба художников в зрительской части нашего театра, чтобы зрители, которые приходят на наши спектакли, могли еще насладиться живописью, или скульптурой, или современной фотографией.

— Внезапная популярность актрисы Мастерской Петра Фоменко Ирины Горбачевой — это хорошо для театра или нет?
— Популярность артиста — это всегда хорошо для театра, конечно. Когда артисты снимаются в кино, мы стараемся им помогать, ведь, с одной стороны, в кино они получают совершенно другие деньги: иногда зарплата артиста в кино за один день составляет его месячную заработную плату в театре; а с другой стороны, когда артисты известны, на них идут, и это улучшает продажи билетов на спектакли с их участием. Что касается Ирины Горбачевой, то я ужасно за нее рад. Я считаю, что она необыкновенно талантливая, мощная, яркая актриса.

— Но Ирина уходит из театра? — Да, она приняла такое решение. Не могу сказать точно, по каким мотивам, но совершенно очевидно, что ей не хватает свободного времени. Занятость в театре требует участия в репетициях, спектаклях. Но уход артиста не случается внезапно, а растягивается во времени. Нам нужно заменить ее в целом ряде спектаклей, а некоторые постановки мы снимем в связи с нецелесообразностью ее замены.

— Почему билеты в ваш театр такие дорогие? На спектакль «Сон в летнюю ночь» продаются билеты за 15 тысяч рублей.
— Билеты в последний ряд партера на «Сон в летнюю ночь», если я не ошибаюсь, можно купить за 4250 рублей. А есть билеты и по 500, и по 750 рублей. Зал — 431 место, и по 15 тысяч рублей продается всего 12 билетов, если мне не изменяет память. Они нужны для того, чтобы на воротах Петра Фоменко не стояли спекулянты. Ведь основной и главный способ борьбы со спекулянтами — выстроить ценовую политику таким образом, чтобы не было стопроцентного аншлага, в противном случае сразу появляются спекулянты. А когда в кассе остается 4–6 билетов по очень высокой цене, но на лучшие зрительские места, спекулянту на воротах делать нечего. Так что билеты за 15 тысяч рублей — это для тех людей, которые решили пойти в Мастерскую внезапно. А тем, кто не хочет столько платить за билет, просто стоит заранее спланировать свой поход в театр. Мы начинаем продажи за два месяца до спектакля, как правило.

— Какие у Мастерской планы на 2018 год?
— Как известно, лучший способ рассмешить Господа Бога — поделиться с ним своими планами. Но мы очень надеемся, что в следующем году нам удастся создать три-четыре новых спектакля. Мы уже приступили к восстановлению грандиозной постановки Петра Фоменко «Египетские ночи» по произведениям Пушкина и Брюсова. А наш великий македонский режиссер Иван Поповский ведет работу над новым детским спектаклем «Синяя птица» Метерлинка, и мы очень надеемся, что он станет большим событием в театрально-культурной жизни страны.

Источник: vtbrissia.ru


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100