In English
История
Петр Фоменко
Неспектакли
Спектакли
Архив
На нашей сцене
Актёры
Режиссура
Художники
Руководство
Руководство
У нас работают
Стажеры
Панорамы
Пресса
Новости
Пресса

Видеотека
Вопросы
Титры
Форум
Заказ билетов
Репертуар на январь
Репертуар на ноябрь
Репертуар на декабрь
Схема проезда
Документы




Твиттер
Фейсбук
ВКонтакте
YouTube
Сообщество в ЖЖ



Евгения Смехова
«Musecube.org», 3.10.2018

Тусовка у Воланда

22 сентября в Мастерской Петра Фоменко давали московский шабаш в двух действиях с одним разоблачением — спектакль «Мастер и Маргарита». Но Чёрт знает, получился ли шабаш или разоблачение на самом деле. «Мастер и Маргарита» — классика, театральная “лакмусовая бумажка”. Роман Булгакова любим режиссёрами, поэтому по нему интересно и удобно оценивать разный подход.

Спектакль начинается ещё в фойе, где непринуждённо играет оркестр “Четвертак” под управлением Жоржа Бенгальского (Дмитрия Рудкова), а продолжается текстом. Занавес опущен — в тишине звучит голос, рассказывающий, как в час небывало жаркого заката в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Когда героев заканчивают представлять, читка замедляется как зажёванная плёнка, а потом останавливается. Поднимается занавес — и теперь перед нами тусовка. Мы словно не на Патриарших прудах, а на современной вечеринке на Патриках с диджеем, шампанским, людьми, дрыгающимися под модный ритм. Герои общаются, перекрикивая этот бит. Берлиоз выглядит как богемный представитель шоу-бизнеса, который, манерно растягивая слова, поучает новичка Бездомного. И тут на вечеринку врывается Воланд (Алексей Колубков).

«На земле весь род людской чтит один кумир священный, он царит над всей вселенной, тот кумир — телец златой!» Под арию Мефистофеля из оперы “Фауст” появляется и сам Мефистофель в гриме Шаляпина для этой роли (нос, кустистые брови) и в шаляпинской же шубе и шапке. Он совсем не похож на того самого Воланда — полноватый, почти домашний бородатый мужчина средних лет. Он обычен, от него нет ощущения таинственности и угрозы, он больше напоминает заезжего профессора-весельчака. Но тем и интереснее. Герои садятся на скамейку, неумолимо напоминающую надгробие, и начинают традиционно рассуждать о вечном. И со временем вокруг несчастных собирается шайка Воланда во всей красе. И все они — главная движущая сила, сильные образы. Именно они здесь двигают и зажигают сюжет. Необычно, но Азазелло играет женщина, воплощая некоторое комбо Азазелло и Геллы.

Банда Воланда — главный акцент спектакля. Другие привычные акценты романа показаны слабее. История прокуратора Иудеи Понтия Пилата выглядит рефлексией, историей заднего плана, где Пилат как крест носит на себе Иешуа и бесконечно повторяет и повторяет свои беседы с ним. Иными получились и Мастер с Маргаритой.

Невозможно сыграть всю книгу, но тем интереснее смотреть, какие моменты станут самыми важными. «А люди всё те же», — жалуется нам с экранов телевизоров в фойе Воланд, прервав вечеринку, сошедшую со сцены в антракт. Мистическое, таинственное, фантастическое словно бы отодвинуто на второй план. Всё происходит как надо, но странность ситуаций не слишком важна. Сатирой и чёткими сценами обыграно именно людское: разговор на скамейке, смерть Берлиоза, Бездомный в психиатрической лечебнице, происшествие с Лиходеевым, Римским и Варенухой. А самого варьете не случилось, маэстро урезал марш.

Развёрнутые, дословные события сменяются яркими короткими мазками, начиная со знакомства с Маргаритой. Там, где зритель обычно проникается историей Мастера и Маргариты, появляются зарисовки-фрагменты, ослепительные и быстрые, как вспышки перегорающей лампочки. Сами образы героев переосмыслены по-своему. Маргарита (Полина Агуреева) превратилась в экзальтированную состоятельную женщину, даму показной драматичности — и многие её поступки воспринимаются именно с такой позиции. Мастер почти безлик и отстранён. Главные персонажи словно перестают быть доминантой — и не выправляются до самого конца. У Маргариты есть запоминающиеся сцены: например, момент полёта по Москве и разгрома в Массолите Полина Агуреева играла на пустой тёмной сцене, аккомпанируя себе на барабанах. Но в целом, судьба этой пары становится не слишком интересной, им не сопереживаешь. Это новый ракурс, но вместе с ним теряется часть привычной основы спектакля.

В постановке много музыкального контраста, классика мешается с современными мотивами. Том Уэйтс, The Tiger Lillies, АукцЫон, песня “Червь-победитель” на стихи Эдгара По — всё это непривычными элементами вливается в спектакль, но встаёт на свои места.

Сцена и декорации напоминают вырезанную из бумаги открытку, аппликацию — яркие оттенки, символичные предметы, разноплановая картинка, выпуклые герои, которые то взлетают под потолок, нелепо дрыгая руками и ногами, то проваливаются в подпол.

Постановка у режиссёров и актёров Фёдора Малышева и Полины Агуреевой вышла современной, звучной, красочной. Новаторство и режиссёрские решения смотрятся интересно и одновременно вряд ли вызовут протест у любителей классического “Мастера и Маргариты”. Но спектаклю, пожалуй, не хватает острого нерва, основополагающего стержня, который есть в произведении Булгакова, — шабаш получился непринуждённей и легче, чем хотелось бы.

Источник: Musecube


Последние статьи о театре

Другие статьи: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78


© 1996—2024 Московский театр
«Мастерская П. Фоменко»
fomenko@theatre.ru
Касса: (+7 499) 249-19-21 (с 12:00 до 21:00, без перерыва)
Справки о наличии билетов: (+7 499) 249-17-40 (с 12:00 до 20:00 по будням)
Факс: (+7 495) 645-33-13
Адрес театра: 121165 Москва, Кутузовский проспект, 30/32
Rambler's Top100